Юсуповы портреты князей. Княгиня зинаида николаевна юсупова

Зинаида Николаевна была дочерью последнего князя Юсупова - Николая Борисовича-младшего. Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер (не в пример знаменитому деду), Николай Борисович буквально обожал свою дочь Зинаиду, которая осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных". Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Зато был мундир, и этого оказалось достаточно. Отец был в ужасе, но дочке перечить не решился.

Граф Феликс по матери уже получил фамилию угасшего рода Сумароковых. Теперь по жене ему была прибавлена фамилия Юсупов и пожалован княжеский титул, но с тем условием, что он будет переходить только к старшему сыну. Судьба распорядилась иначе - князем Юсуповым стал младший из сыновей Зинаида Николаевны и Феликса Феликсовича. Прославленный убийца "старца" Распутина был последним в роде - у него была только дочь и внучка.

Зинаида Николаевна обожала танцы. Придворные балы были ее страстью. Рассказывали, что, протанцевав "до упада" в Зимнем, она по приезде домой почувствовала предродовые схватки, и скоро на свет появился князь Феликс-младший, признававшийся, что танцором он был никудышным, тогда как ему предрекали славу первого светского кавалера.

Счастье, можно сказать, обошло стороной красавицу Зинаиду. Двое ее детей умерли в младенчестве, старший сын - Николай погиб на дуэли из-за какой-то пустой особы. Вместе с мужем она владела уникальными художественными коллекциями и не раз задумывалась об их судьбе, тем более что над родом Юсуповых тяготел какой-то рок. В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества..."

После смерти старшего сына Зинаида Николаевна почти полностью посвятила себя благотворительности. Оказывала материальную помощь Елизаветинскому и Круповскому приютам, Ялтинской женской гимназии, школам в имениях и т.д., церквям, столовым для голодающих в 1891-1892 гг. В 1883 г. выделяла пожертвования для семей черногорцев. В архиве Юсуповых сохранилась ее переписка с Елизаветой Федоровной - великой княгиней, известной благотворительницей по делам милосердия.

За свою патриотическую деятельность Зинаида Николаевна была награждена дипломами и благодарственными письмами многих обществ и учреждений. Среди них "Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра Ш ", Российское общество Красного Креста, Елизаветинское благотворительное общество. Зинаида Николаевна была членом комитета по устройству музея изящных искусств в Москве и пожертвовала 50 тысяч рублей на сооружение Римского зала, который когда-то носил ее имя, а теперь просто стал безымянной частью картинной галереи.

Княгиня Зинаида Николаевна благополучно эмигрировала из революционной России вместе со всей семьей и скончалась собственной смертью в 1939 году. Покоится она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашла приют почти вся старая Россия. Воспользоваться усыпальницей, сооруженной в Архангельском, никто из княжеского рода не успел.

Лучшие дня

В стиле «новой волны британского хеви-метала»
Посетило:75
Ветеран стэндап и скетч-шоу
МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839-1915) «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.
Холст, масло. 92 x 71 см.
Государственный Исторический музей, Москва.

Ранее портрет украшал кабинет супруга - князя Ф.Ф. ЮСУПОВА-СУМАРОКОВА-ЭЛЬСТОН в доме в Большом Харитоньевском переулке.


В России было немного женщин такой ослепительной красоты, а равно и такого большого ума, как княгиня Зинаида Николаевна ЮСУПОВА, по мужу графиня Сумарокова-Эльстон. Княгиня вошла в российскую историю не столько обладательницей миллионов, сколько великим российским меценатом, построившим школы, церкви, госпитали. Великий князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ, знавший её с юношеских лет, писал: «Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду».

Зинаида Николаевна любила посещать балы и великолепно исполняла русские танцы. Юсуповы участвовали в знаменитом костюмированном бале в Зимнем дворце в феврале 1903 года. Великий князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ позднее вспоминал: «На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней ЕЛИСАВЕТОЙ ФЁДОРОВНОЙ (Эллой) и княгиней ЗИНАИДОЙ ЮСУПОВОЙ. Сердце моё ныло при виде этих двух „безумных увлечений“ моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до „русской“. Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение».

«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звёзды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам её никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, - повторяла она мне и брату, - тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чём выше других, упаси вас Бог показать им это»... Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил её сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Её вызывали пять раз... Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет. Глаза её сияли добротой и кротостью. Одевалась она изящно и строго. Не любила драгоценностей, хотя обладала лучшими в мире, и носила их только в особых случаях». (Феликс ЮСУПОВ «Мемуары»)

13 апреля 1919 г. ЮСУПОВЫ покинули Россию на британском линкоре «Мальборо» и эмигрировали в Италию. В отличие от многих русских эмигрантов, они смогли вывезти за границу ряд ценностей и имели там некоторую недвижимость. ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА продолжила заниматься благотворительностью, при её содействии были созданы бюро поиска работы, бесплатная столовая для эмигрантов, белошвейная мастерская. Журналист П.П. ШОСТАКОВСКИЙ, встречавшийся с Юсуповой в 1920-е годы, писал: «Самая из них умная и толковая оказалась старуха Юсупова. ...Старуха-княгиня не поминала прошлого. …Короче говоря, не только приняла как неизбежное создавшееся положение, но и старалась облегчить другим выход на новую дорогу, дать возможность заработать себе кусок хлеба».

Kнягиня Зинаида Николаевна Юсупова в костюме боярыни XVII века (фотографии 1903-1904 гг):




«Я помню, кого мы рисовали… Это была одна из самых интересных женщин аристократического круга, просто, изящно одетая, только крупных жемчугов ожерелье служило ей украшеньем. Вся седая, что очень к ней шло, с молодым, здоровым и прекрасным цветом лица. Она была настоящей маркизой XVIII века, сошедшей со старинного портрета. При дворе ее называли «Сиянием», как нам потом сказала хозяйка дома. Это была княгиня Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон…».

Художник Леонид Пастернак

Зинаида Юсупова

Зинаида Николаевна Юсупова — светская дама и признанная красавица своей эпохи, наследница одного из богатейших родов России и благотворительница, она была одной из ярчайших представительниц российских элит рубежа XIX-XX веков. Современники описывали ее как женщину, с лихвой одаренную судьбой, но при этом скромную и достойную. Образ Зинаиды Юсуповой не раз оказывался в центре внимания, и мы предполагаем, что он, в числе прочих, оказал влияние на формирование вкусов модниц своего времени.

Княгиня в 18 лет

Зинаида Юсупова родилась в 1861 году в семье князя Николая Борисовича, последнего представителя рода Юсуповых. С самых юных лет в ней были воспитаны навыки будущей хозяйки дома, умеющей принимать гостей и поддерживать светские беседы. Кроме того, Зизи получила прекрасное образование. Когда девушка повзрослела, поклонники ее красоты выстроились в очередь за рукой и сердцем княжны. Обладая изящными манерами и положением в обществе, она могла бы выбрать в супруги европейского принца и претендовать на престол. Но Зизи решила иначе: ее избранником стал граф Феликс Сумароков-Эльстон, в браке с которым у княгини появилось четверо сыновей. Двое из них умерли в младенчестве, а двое других – Николай и Феликс – со временем превратились в образованных, статных и очень смелых молодых людей. Первый погиб на дуэли в возрасте 25 лет. Последнему суждено было прославиться участием в убийстве старца Григория Распутина.

З.Юсупова с супругом

Ф.Фламенг. Портрет З.Н.Юсуповой с сыновьями. 1894

В своих «Мемуарах» скандально известный князь Феликс Юсупов весьма лестно отзывался о собственном отце, признавая, однако, что отношения с ним никогда не были доверительными. Но строки, которые он посвятил матери, напротив, полны искреннего тепла и гордости: «Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. (…) Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет. Глаза ее сияли добротой и кротостью. Одевалась она изящно и строго. Не любила драгоценностей, хотя обладала лучшими в мире, и носила их только в особых случаях».

Несмотря на свою доброту и сострадательность, скромность и стремление быть полезной – княгиня активно занималась благотворительностью – Зинаиде Николаевне не чуждо было желание нравиться и поражать общество нарядами и драгоценностями невиданной красоты. Она была постоянной посетительницей светских мероприятий Петербурга и настоящей модницей, о чем свидетельствуют ее многочисленные портреты. Например, портрет кисти художника Фламенга, написанный им в 1894 году.

Ф.Фламенг. Портрет З.Н.Юсуповой в кресле, 1894

Рубеж XIX-XX веков – период перехода от историзма к модерну и зарождения женского движения, для которого характерны отказ от устаревшего и постепенное упрощение костюма. В это время слегка меняется женский корсет и, следовательно, силуэт, а также форма рукава, который становится уже; появляются новые цветовые решения и мода на легкие полупрозрачные ткани. Некоторые из этих изменений мы можем отследить, обратившись к портретному изображению. Княгиня облачена в светлое платье из легких тканей с расширенными вверху рукавами и относительно естественной линией плеч, благодаря специальным подкладкам придающее ее фигуре S-образный силуэт. Такой наряд предвещал тенденции, которые должны были вскоре завоевать сердца великосветских модниц. Подобный крой сохранял актуальность вплоть до 1905 года. Общество в это время шло все дальше по пути отказа от стереотипов: так, доктора начали признавать вред, причиняемый здоровью корсетами, и мода сделала еще один шаг в сторону более свободных и удобных одеяний. Наконец, в 1906 году знаменитый французский модельер Поль Пуаре, к фигуре которого мы еще вернемся, создал платье без корсета.

Еще одно, более позднее, выдающееся изображение Зинаиды Николаевны – это ее портрет кисти Валентина Серова, благодаря которому образ княгини навсегда останется в истории искусства. Юсупова изображена в комнате своего дворца на Мойке. Она спокойна, изящна и тонка. И снова детали – прическа, актуальный крой платья с облегающими рукавами и даже присутствие белого шпица – выдают в ней светскую даму, законодательницу мод. Она красива, но не холодною светской красотой, столь характерной для особ из высшего общества. Напротив, в ней, кажется, есть мягкость и теплота, которые сочетаются с полным отсутствием высокомерия. В 1902 году эта картина, с согласия модели, была представлена Сергеем Дягилевым на выставке «Русское искусство» в Париже, где привлекла внимание публики. Образ, созданный Серовым, как и портрет работы Фламенга, разошелся по миру в виде открыток, доступных самой широкой публике.

В.Серов. Портрет З.Н.Юсуповой, 1902

Параллельно с становлением модерна набирало популярность и этно-направление, а именно самобытный и ни на что не похожий старинный русский костюм. Мы уже писали о том, как, по нашему мнению, костюмированный бал 1903 года повлиял на творчество известных модельеров и на развитие моды в целом. Он стал предвестником многочисленных «русских» коллекций, созданных позже не одним всемирно известным дизайнером. На это грандиозное мероприятие были приглашены знатнейшие и богатейшие представители русского и иностранных обществ, а роскошные костюмы участников создавались выдающимися художниками и портными, среди которых была и известный российский модельер Надежда Ламанова.

Известно, что вышеупомянутый Поль Пуаре и Надежда Ламанова были не только знакомы, но и близки в своих творческих воззрениях. Она была одной из первых, кто вслед за великим мастером стал создавать модели без корсета, а он, в свою очередь, познакомил высокую моду с русским стилем, в который влюбился во время визита в Москву.

Бал 1903 года

Княгиня Зизи была, вероятно, одной из русских муз, покоривших Европу рубежа веков. Строить такие предположения можно уже по той причине, что, по словам очевидцев, она была ярчайшей участницей того самого костюмированного бала 1903-го года – последнего имперского торжества подобного масштаба. В день, на который был назначен бал, Зинаида Николаевна предстала свету в великолепном платье, расшитом самоцветами и отвечавшем моде XVII века, как было заявлено в приглашениях, а также в русском кокошнике и с нитками жемчуга на шее. На плечах ее красовалась отороченная мехом накидка, а пальцы украшали драгоценные перстни. Двоюродный брат царя великий князь Александр Михайлович в своей «Книге воспоминаний» писал следующее: «На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елисаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце моё ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение».

«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, - повторяла она мне и брату, - тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».

Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894 г.

Такие воспоминания о княгине Зинаиде Юсуповой оставил её сын Феликс. Он боготворил мать. Но и в сердцах других людей эта необыкновенная женщина сохранилась не только как восхитительная красавица, но и как пример непревзойденного благородства - не зря при царском дворе её называли «Сияние» .

Зинаида Николаевна Юсупова родилась в 1861 г. в одной из самых знатных и богатых семей Российской империи: ее отец, последний князь из рода Юсуповых, был владельцем заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб и поместий, их годовой доход превышал 15 млн золотых рублей. Несмотря на жизнь в достатке и роскоши, Юсуповы прославились великодушием, скромностью и щедростью. Отец Зинаиды основал несколько благотворительных фондов, содержал институт для глухонемых.

Благодаря родителям, дом которых был открыт для людей науки и искусства, дочери Юсуповых - Зинаида и Татьяна получили прекрасное образование и воспитание. Позднее сын Зинаиды Феликс рассказывал:

«Семи лет матушка моя была готовой светской дамой: могла принять гостей и поддержать разговор. Однажды бабке нанес визит некий посланник, но та велела дочери, малому ребенку, принять его. Матушка старалась изо всех сил, угощала чаем, сластями, сигарами. Все напрасно! Посланник ожидал хозяйку и на бедное дитя даже не смотрел. Матушка исчерпала все, что умела, и совсем было отчаялась, но тут ее озарило, и она сказала посланнику: „Не желаете ли пипи?“ Лед был сломан. Бабка, войдя в залу, увидела, что гость хохочет как сумасшедший».

Вскоре княжна стала одной из первых красавиц Петербурга. «Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу. Дед мечтал увидать дочь на троне и теперь огорчался, что она не честолюбива. И уж совсем расстроился, узнав, что она выходит за графа Сумарокова-Эльстона, простого гвардейского офицера».

Действительно, выбор княжны многим показался странным. Спустя годы военный дипломат граф А.А. Игнатьев вспоминал: «Каким-то друзьям удалось, наконец, убедить одного из кавалергардских офицеров, хоть и недалёкого, но богатого и носившего уже двойную фамилию Сумароков-Эльстон, жениться на Юсуповой. Неглупая и очаровательная супруга сделала карьеру этого заурядного гвардейца, но ума, конечно, ему придать не смогла».

Степанов К.П. Портрет кн. З.Н. Юсуповой. 1902 г.

После свадьбы супругу Зинаиды высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом - князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. Брак был счастливым, несмотря на разность характеров. Их сын Феликс писал, что «он был прежде всего солдат и не любил интеллектуальные круги, где нравилось бывать его жене», и из любви к мужу мать была вынуждена пожертвовать «своими личными вкусами».

На костюмированном балу. 1903 г.


Тем не менее, Юсуповы жили широко, устраивая грандиозные балы и приёмы, на которые приглашались члены императорской семьи и представители иностранных домов. «Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз».

Константин Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме.

«Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет». И неудивительно, что много сил, времени и средств она тратила на благотворительность. Под её патронажем находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви, причём не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны Зинаида Николаевна была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых.

Даже художник Валентин Серов, который обычно не жаловал аристократию и не льстил знатным дамам, когда писал их портреты, был восхищен княгиней Юсуповой: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Валентин Серов. Княгиня Зинаида Юсупова в своем дворце на Мойке. 1900 г.

Однако назвать её жизнь безоблачной нельзя. В браке у Зинаиды Николаевны родились 4 сына. Двое из них умерли в младенчестве. И старшему Николаю не было суждено прожить долго: он погиб в 25 лет на дуэли. Говорили даже о родовом проклятии Юсуповых - будто в каждом поколении в этой семье может остаться в живых только один сын, остальные же умирают, не достигнув 26-летнего возраста.


Судьба младшего, Феликса, тоже стала причиной для материнских волнений. Феликс стал организатором убийства Григория Распутина. Мать поддержала его: «Ты убил чудовище, терзавшее страну. Ты прав. Я горжусь тобой». Сама она никогда не одобряла увлечения императрицы Александры Федоровны Распутиным, что в конце концов привело к прекращению многолетних дружеских отношений женщин. Об их последней встрече летом 1916 года и «холодном приёме» Феликс Юсупов писал: «... царица, молча её слушавшая, поднялась и рассталась с ней со словами: „Надеюсь, я больше никогда вас не увижу“».

С сыном Феликсом.

Стоит отметить, что многие современники считали Зинаиду Николаевну политически прозорливой, наделенной государственным умом. К ее суждениям прислушивались даже министры. А в 1917 году лейб-медик, дантист Кастрицкий, вернувшись из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел Юсуповым последнее государево послание, переданное ему: «Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупреждения. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали».

С внучкой Ириной.

Сами Юсуповы покинули Петербург сразу же после начала революционных волнений и поселились в Крыму. А в 1919 году они эмигрировали в Италию. В отличие от многих русских эмигрантов, Юсуповы смогли вывезти за границу ряд ценностей и имели там некоторую недвижимость. Зинаида Николаевна даже продолжила заниматься благотворительностью: при её содействии были созданы бюро поиска работы, бесплатная столовая для эмигрантов, белошвейная мастерская. Журналист П. П. Шостаковский, встречавшийся с Юсуповой в 1920-е годы, писал: «Самая из них умная и толковая оказалась старуха Юсупова. <...> Старуха-княгиня не поминала прошлого. ...Короче говоря, не только приняла как неизбежное создавшееся положение, но и старалась облегчить другим выход на новую дорогу, дать возможность заработать себе кусок хлеба».

После смерти мужа Зинаида Николаевна переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году. После её смерти сын Феликс нашёл в бумагах матери стихотворение, написанное незнакомым почерком:

Вы говорите, вам - седьмой десяток лет?
Конечно, с вашей я уверую подачи,
Сударыня, в сие известие, иначе
Подумал бы, что вам и трех десятков нет.
Итак, вам шестьдесят, вы говорите, лет.
На том благодарю. А думай я, что тридцать,
В вас, разумеется, не смог бы не влюбиться!
И, с вами коротко не будучи знаком,
Не насладился бы любовью целиком!
Итак, сударыня, вам нынче шестьдесят,
И в вас влюбленности не прячут стар и млад.
Вам шестьдесят. И что? Для любящего взгляда
Не только шестьдесят - и сотня не преграда.
И к лучшему - когда уже за шестьдесят!
Тусклее лепестки - сильнее аромат.
Когда в цвету душа, над ней не властны зимы.
И прелести ее вовек неотразимы.
Незрелая краса немного и поймет.
А с вами разговор - и острота, и мед.
И только вы одна поймете и простите.
И в вас, как ниточки в одной единой нити,
И ум, и доброта. И я, по правде, рад,
Что вам исполнилось сегодня шестьдесят!

В России было немного женщин такой ослепительной красоты, а равно и такого большого ума. Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова по мужу графиня Сумарокова-Эльстон была последней владелицей и подмосковного Архангельского, и многочисленных родовых дворцов в Москве, в Петербурге, в Крыму. Фактически на ней прервался род князей Юсуповых, которые были связаны с Московским и Петербургским Английским клубом едва ли не с момента их основания и вплоть до октября 1917 года.


Зинаида Николаевна была дочерью последнего князя Юсупова - Николая Борисовича-младшего. Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер (не в пример знаменитому деду), Николай Борисович буквально обожал свою дочь Зинаиду, которая осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных". Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Зато был мундир, и этого оказалось достаточно. Отец был в ужасе, но дочке перечить не решился.

Граф Феликс по матери уже получил фамилию угасшего рода Сумароковых. Теперь по жене ему была прибавлена фамилия Юсупов и пожалован княжеский титул, но с тем условием, что он будет переходить только к старшему сыну. Судьба распорядилась иначе - князем Юсуповым стал младший из сыновей Зинаида Николаевны и Феликса Феликсовича. Прославленный убийца "старца" Распутина был последним в роде - у него была только дочь и внучка.

Зинаида Николаевна обожала танцы. Придворные балы были ее страстью. Рассказывали, что, протанцевав "до упада" в Зимнем, она по приезде домой почувствовала предродовые схватки, и скоро на свет появился князь Феликс-младший, признававшийся, что танцором он был никудышным, тогда как ему предрекали славу первого светского кавалера.

Счастье, можно сказать, обошло стороной красавицу Зинаиду. Двое ее детей умерли в младенчестве, старший сын - Николай погиб на дуэли из-за какой-то пустой особы. Вместе с мужем она владела уникальными художественными коллекциями и не раз задумывалась об их судьбе, тем более что над родом Юсуповых тяготел какой-то рок. В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества..."

После смерти старшего сына Зинаида Николаевна почти полностью посвятила себя благотворительности. Оказывала материальную помощь Елизаветинскому и Круповскому приютам, Ялтинской женской гимназии, школам в имениях и т.д., церквям, столовым для голодающих в 1891-1892 гг. В 1883 г. выделяла пожертвования для семей черногорцев. В архиве Юсуповых сохранилась ее переписка с Елизаветой Федоровной - великой княгиней, известной благотворительницей по делам милосердия.

За свою патриотическую деятельность Зинаида Николаевна была награждена дипломами и благодарственными письмами многих обществ и учреждений. Среди них "Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра Ш ", Российское общество Красного Креста, Елизаветинское благотворительное общество. Зинаида Николаевна была членом комитета по устройству музея изящных искусств в Москве и пожертвовала 50 тысяч рублей на сооружение Римского зала, который когда-то носил ее имя, а теперь просто стал безымянной частью картинной галереи.

Княгиня Зинаида Николаевна благополучно эмигрировала из революционной России вместе со всей семьей и скончалась собственной смертью в 1939 году. Покоится она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашла приют почти вся старая Россия. Воспользоваться усыпальницей, сооруженной в Архангельском, никто из княжеского рода не успел.

Такой была жизнь Зинаиды Николаевны Юсуповой - одной и самых обворожительных русских женщин рубежа 19 и 20 веков. Сегодня о ней напоминает разве что портер кисти В.А. Серова да несколько старых фотографий.

Поделиться