Слоговой анализ. Деление на слоги сколько в слове гласных букв, столько и слогов

1. Вспомни, что такое слог. (Слог - это часть слова.) Скажи, сколько слогов может быть в слове.

2. Рассмотри картинки. Скажи одним словом, кто (что) нарисован(о) на каждой из них.

3. Прохлопай слово «гусары» по слогам (ГУ-СА-РЫ). Ответь на вопросы:

Сколько слогов в слове?

Какой первый (второй, третий) слог?

В прямоугольнике нарисуй слоговую схему этого слова. (Длинная полоска - слово, короткие полоски - слоги.)

4. Прохлопай слово «сарафаны» по слогам (СА-РА-ФА-НЫ). Назови слоги по порядку. Ответь на вопросы:

Сколько слогов в слове?

Какой первый (второй и т.д.) слог?

5. В прямоугольнике нарисуй слоговую схему этого слова.

6. Назови предметы на картинках. Нарисуй схемы этих слов, запиши слова.

7. Ответь на вопросы:

Сколько слогов в каждом слове? Назови их.

Сколько звуков в каждом слове? Назови каждый звук по порядку и скажи, какой это звук.

Сколько гласных звуков в слове «суп» (усы, косы)?

Запомни! Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Задание 30. Предзимье. Пересказ

1. Назови осенние месяцы по порядку. Ответь на вопросы:

Какой сейчас месяц? (Ноябрь.)

Перед каким временем года этот месяц? (Перед зимой.)

Запомни! Ноябрь называется предзимье.

2. Подбери слова-признаки к словам-предметам:

Небо... (хмурое, серое, пасмурное). Гроздья ягод рябины... (красные, спелые).

Листья... (сухие, осенние). Вода... (холодная, чистая, прозрачная).

Деревья... (грустные, голые). Корочка льда... (тоненькая, хрупкая).

Сосны, ели... (зеленые, нарядные, красивые).

3. Послушай рассказ «Предзимье».

Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожух­ла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.

4.Рассмотри схему. Помни, что квадратики - это слова-предметы, стрелочки - слова-дей­ствия, треугольники - слова-признаки, желтый кружочек - это коротенькое слово-предлог.

Перескажи рассказ по схеме.


5. Выучи стихотворение С. Есенина об осени:

Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога

От воды туман и сырость. Ей сегодня примечталось

Колесом за сини горы Что совсем-совсем немного

Солнце тихое скатилось. Ждать зимы седой осталось...

Задание 31. Звук и буква С (продолжение)

1. Повтори правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

2. Назови предметы на картинках.

Нарисуй схемы слов и запиши эти слова.

3. Ответь на вопросы:

Сколько гласных звуков в слове «сом» (соты, осы)?

Сколько в слове «сом» (соты, осы) слогов? Почему?

Где в слове «сом» (соты, осы) слышится звук «С»?

4. Прочитай предложения, найди картинку:

Запомни! Первое слово в предложении пишут с большой буквы, в конце предложения ставят точку.

5. Прочитай предложения и спиши их. Пиши нужными ручками. Между словами соблю­дай расстояние в мизинец.


Задание 32. Звук и буква С (продолжение)

1. Рассмотри картинки. Прочитай, что под ними написано.

2. Скажи, что значат слова: Том, Сэм, Тома, Эмма. (Это имена.) Обрати внимание, что имена написаны с большой буквы.

Запомни! Имена людей пишут с большой буквы.

3.Прочитай предложения, покажи соответствующие картинки.

4.Посмотри внимательно на подписи под картинками и прочитай только имена детей. Напиши эти имена на первой строке, не деля слова на слоги. Используй нужные ручки.

Между словами соблюдай расстояние в мизинец.

5.Прочитай предложение, напиши его на второй строке. Используй нужные ручки. Помни правила написания предложений и имен.


Задание 33. Звук «Сь» (знакомство)

1. Раскрась кружочек и ленточку зеленым карандашом. Расскажи, какой звук «Сь». (Согласный, мягкий, глухой.)

2. Рассмотри картинки, раскрась и назови, что на них нарисовано. Определи, где в этих словах слышится звук «Сь».

Придумай с этими словами предложения.

3. Повтори, не ошибись:

Гусенок - лисенок - лосенок - рысенок.

Изменить порядок слов и попросить ребенка повторить их (3 раза).

4. Проговори слова с числами 7, 8, 10 по образцу: гусенок - 7 гусят, 8 гусят, 10 гусят.

Лисенок - ...

Лосенок-...

Рысенок - ...

5. Повтори чистоговорки:

Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - мы поймали карася.

Сю-сю-сю, сю-сю-сю - хватит всем по карасю.

Се-се-се, се-се-се - караси уплыли все.

6. Назови по 3 слова со звуком «Сь»:

В начале;

В середине;

В конце.

7. Запомни! Чтобы написать слоги и слова со звуком «Сь», используют букву С (эс), только мы ее будем писать зеленой ручкой.

8. Прочитай и напиши слоги нужными ручками до конца строки. Между слогами соблю­дай расстояние в мизинец.


Задание 34. Звук «Сь» (продолжение)

1. Вспомни и скажи, какой звук «Сь» и как мы его обозначаем.

2. Повтори, не ошибись:

Вся-все-всю-вси. Ось-ась-есь-ись.

Все-всю-вся-вси. Ась-усь-ись-ось

3. Рассмотри картинки и ответь на вопросы:

Что это? (Сито.) (Слово произнести так, как оно пишется.)

- Как зовут девочку? (Сима.)

4.Нарисуй схемы этих слов. Скажи, сколько слогов в каждом слове. Назови в словах звуки по порядку. Скажи, каким символом ты обозначил(а) каждый звук и почему.

5. Придумай предложение со словами «Сима», «сито» по схеме:

6. Запомни! Если в конце предложения стоит вопросительный знак (?), это значит, что в предложении о чем-то спрашивают. А если - восклицательный знак (!), то предложение выражает сильное чувство.

7. Прочитай сначала слова, а потом предложения. Помни о знаках в конце предложения.

8. Напиши нужными ручками слова и предложение. Между словами соблюдай рассто­яние в мизинец.


Задание 35. Гигиена

1. Ответь на вопросы:

Что такое гигиенические процедуры?

Что такое режим дня?

Для чего нужно соблюдать режим дня и выполнять гигиенические процедуры?

2. Скажи наоборот:

Чистый - ... (грязный).

Сухой - ... (мокрый).

Лохматый - ... (причесанный).

Неопрятный - ... (аккуратный).

Обросший - ... (постриженный).

Неряшливый - ... (опрятный).

3. Ответь на вопросы:

Кто стрижет людей, делает им прически?

Что такое парикмахер? (Профессия.)

Какие предметы нужны парикмахеру для работы? Что лишнее на картинке? Почему?

4. Рассмотри картинку. Скажи, что здесь лишнее и почему.

5. Посчитай с числами от 1 до 10:

Пластмассовая расческа... (1 пластмас­совая расческа, 2-4 пластмассовые расчески, 5-10 пластмассовых расчесок).

Махровое полотенце - ... (1 махровое поло­тенце, 2-4 махровых полотенца, 5-10 махровых полотенец).

6. Рассмотри картинку и дай полные ответы

на вопросы:

Куда пришла девочка?

Кто к ней подошел и куда посадил? (К ней подошла парикмахер и посадила ее на кресло перед зеркалом.)

Чем парикмахер постригла девочку?

Чем расчесала и уложила ей волосы?

Какой вышла девочка из парикмахерской?

Используя свои ответы, составь рассказ по этой картинке.

Придумай название рассказу.


Задание 36. Звук «Сь» (продолжение)

1. Составь из слов предложения, назови слова со звуком «Сь»:

Лисенок, ловить, гусенок.

Сима, кормить, поросенок.

Лось, жевать, сено.

Люся, пасти, гуси, на, луг.

Гуси, и, гусята, идти, вместе.

2. Прочитай слова, нарисуй их схемы:

3. Ответь на вопросы:

Что ты обозначил(а) длинной полоской? Короткими? Кружочками?

Почему в слове «косим» (косит) два слога? Назови гласные звуки в этом слове.

Какой звук ты обозначил(а) зеленым кружочком? Почему?

Чем отличаются слова «косим», «косит»? Что обозначают эти слова?

4. Придумай предложения с этими словами по схеме:

5. Прочитай предложения с разной интонацией. Скажи, какие знаки стоят в конце пред­ложений.

Задание 37. Дифференциация «С»-«Сь»

1. Расскажи все, что знаешь, про звуки «С» и «Сь». Ответь на вопросы:

Какие это звуки?

Как их обозначают?

Чем эти звуки похожи?

Чем они отличаются?

2. Назови по 3 слова со звуками «С», «Сь». Раскрась кружочки, обозначающие эти звуки, нужными карандашами.

3. Отгадай, что Соня отнесла на стол, а Сеня отнес в сервант.

4. Послушай и повтори сначала первое предложение, потом второе, а затем оба пред­ложения вместе. Скажи, в каких словах слышится звук «С» («Сь»),

Лиса увидела сороку на ветке осины.

Сумерки опустились на осенний лес.

5. Прочитай и скажи, какие косы у Аси, а какие у Симы.

6. Прочитай предложения и напиши их нужными ручками. Между словами соблюдай расстояние в мизинец.


Задание 38. Звук и буква Н (знакомство)

1. Раскрась кружочек синим карандашом. Запомни! Н - это согласный, твердый, звонкий звук, его нельзя петь.

2. Послушай слова и ответь, где слышится звук «Н». (В начале, сере­дине или в конце слова.)

Ночь, Ната, носки, принцесса, принц, окна, сон.

Назови сам(а) по 3 слова со звуком «Н»:

В начале (нос);

В середине (сосна);

В конце (сон).

3. Посмотри - это буква Н (эн), так она называется в алфавите. Но когда мы читаем эту букву, то произносим звук «Н» без добавления гласного.

Скажи, на что она похожа. Раскрась ее синим карандашом.

4. Выучи про букву Н стихотворение:

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

Е. Тарлапан

5. Напиши строчку букв Н, н синей ручкой. Между парами букв соблюдай расстояние в мизинец.

6. Прочитай слоги:



7. Нарисуй схемы слов «ноты», «сын», «окна» и напиши эти слова.

Задание 39. Звук и буква Н (продолжение)

1. Прочитай слова:

2. Ответь, про какие слова можно сказать: он, она, оно.

3. Сосчитай окна.

4.Найди одинаковые носки и соедини их парами. Сосчитай, сколько всего носков и сколько пар носков.

5. Прочитай предложения и напиши их нужными ручками. Между словами соблюдай расстояние в мизинец.


Задание 40. Дикие животные. Творческий пересказ

1. Отгадай загадку:

Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный?

2. Представь себе волка. Расскажи, какой он, но не говори слово «серый».

3. Проговори слова с числами 1-10: Злой зубастый волк.

4. Закончи и повтори предложения:

Волки вышли на охоту, когда...

Охотник не полез в логово, куда...

Зимой волки собираются в стаи, потому что...

5. Составь предложение про волчицу и ее детенышей по схеме:

6. Скажи, как можно назвать огромного волка (кабана, медведя, зайца, ежа, лося). (Волчище, кабанище и т.д.)

7. Рассмотри картинку. Послушай начало рассказа о волках, придумай, что было даль­ше, и перескажи весь рассказ.

Наступила холодная, снежная зима.

Трудно бегать волкам по глубокому снегу, трудно добывать себе пищу. Голодные волки собрались в стаю.

Ночью подобрались они поближе к деревне и стали дожидаться...

8. Придумай название этому рассказу.

Задание 41. Звук «Нь»

1. Раскрась кружочек и ленточку зеленым карандашом. Запомни! Звук «Нь» согласный, мягкий, звонкий.

2. Послушай слова и скажи, где в них слышится звук «Нь». Закрась нужную часть каждой полоски зеленым карандашом (начало, середина, конец слова).

Сирень, зелень, Ника, снегирь, пень, нитки, земляника, тень, низкий.

3. Прочитай слова:

4. Рассмотри схемы и раскрась кружочки цветными карандашами (С - синий, 3 - зеленый, К - красный). Скажи, какие слова к какой схеме подходят.

5. Прочитай предложения:


6. Прочитай вопросы и дай полные ответы на них:

Запомни! Чтобы написать слоги и слова со звуком «Нь», используют букву Н (эн), только мы ее будем писать зеленой ручкой.

7. Прочитай слова и напиши их нужными ручками до конца строки. Между словами соб­людай расстояние в мизинец.


Задание 42. Дифференциация «Н»-«Нь»

1. Расскажи, какой звук «Н» («Нь»), Вспомни, как мы обозначаем эти звуки.

2. Рассмотри картинки. Назови, что на них нарисовано. Определи, какой звук, «Н» или «Нь», слышится в этих словах и где он слышится. (В начале, середине или в конце слова.)

3. Впиши букву Н синей или зеленой ручкой и прочитай слова

4. Прочитай предложения и ответь на вопросы.


Задание 43. Звук и буква 3 (знакомство)

1.Раскрась кружочек синим карандашом и скажи, какой звук «3».

2.Назови по 3 слова со звуком «3» в начале и в середине.

3.Повтори, не ошибись:

За-за-за - на лугу стоит коза. Зы-зы-зы - убегаю от козы.

Зу-зу-зу - очень я боюсь козу. Зу-зу-зу - не боюсь теперь козу.

4. Отгадай загадки, с отгадками придумай предложения.

Сами алые, сахарные, кафтаны зеленые, бархатные. (Арбузы.)

В белых сарафанах стояли на полянах, летели синицы, сели на косицы. (Березы.)

Вот так дом - одно окно. Каждый день в окне кино. (Телевизор.)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет - сделает наоборот. (Зонт.)

5. Нарисуй схемы слов «козы», «зонт» в прямоугольниках.


6. Посмотри - это буква 3 (зэ), так она называется в алфавите. Но когда мы читаем эту букву, то произносим звук «3» без добавления гласного.

Рассмотри букву и скажи, на что она похожа. Ответь, в какую сторо­ну смотрят ее завиточки. Раскрась букву 3 синим карандашом.

7. Выучи стихотворение Т.А. Куликовской про букву 3:

Половиночки колечек, завиточки у овечек.

Влево завитки глядят, учат 3 писать ребят.

8. Напиши буквы 3, з синей ручкой. Между парами букв соблюдай расстояние в мизинец.


9. Прочитай слоги:

10. Прочитай слова и покажи соответствующую картинку.


Задание 44. Дикие животные. Рассказ по серии картинок

1. Отгадай загадку:

Мех пушистый и золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур часто крадет.

2. Закончи и повтори предложения:

Лиса не залезла в курятник, потому что...

Лиса выбежала из норы, где...

Лиса осторожно подкралась к кусту, куда...

3. Рассмотри картинки.

4. Послушай предложения и скажи, подходят ли они к картинкам:

Однажды сытая лиса вышла на охоту.

Однажды голодная лиса вышла на охоту.

Лиса подкралась и сразу схватила глупую ворону.

Лиса осторожно подкралась к воронам, но они разлетелись.

Лиса ушла в лес без добычи.

Лиса легла под дерево и притворилась мертвой.

5. Расскажи по этим картинкам о том, как лиса охотилась на ворон. Как ты думаешь, чем закончилась ее охота?

7. По схеме придумай предложения о лисе и ее детенышах.

8. По этой же схеме составь предложения о медведице, лосихе и их детенышах.


Задание 45. Звук и буква 3 (продолжение)

1. Определи позицию звука «3» в словах: козы, мимоза, заводная, закат, золото, завод, газон.

2. Рассмотри картинки и прочитай предложения. Покажи соответствующие тексту картинки.

3. Напиши нужными ручками слова и предложение «У Зои замок». Между словами соб­людай расстояние в мизинец.


Задание 46.. Дифференциация «С»-«З»

1. Рассмотри картинки, назови их. Определи, «С» или «3» слышится в каждом слове и где (в начале, середине, конце).

2. Послушай пары слов и найди соответствующие картинки. Затем назови по порядку что нарисовано на каждой из них:

Захар - сахар

Зоя - соя

Лиза - лиса

Козы - косы

Зайка-сайка

Сурок-зубок

Суп - зуб

3. Придумай с каждой парой слов предложение.


Задание 47. Звук «Зь» (знакомство)

1. Раскрась кружочек и ленточку зеленым карандашом и расскажи, какой звук «Зь».

2. Назови по 3 слова со звуком «Зь»:

В начале;

В середине.

3. Послушай рассказ и перескажи его. Найди слова со звуком «Зь». Определи место звука «Зь» в словах.

Зимой Зина пошла в магазин. В магазине она купила зерна. Зерна Зина насыпала в кор­мушку. К кормушке прилетели зимующие птицы. Они склевали зерна и весело запели.

4. Повтори, не ошибись:

Зина - магазин - корзина.

Зебра - озеро - газель.

Зебры, газель, озеро.

Зина, магазин, корзина.

6. Назови, что нарисовано на картинках (зима, мази), и нарисуй схемы этих слов.

7. Прочитай слоги. Отгадай имя девочки, запиши его. Скажи, какие еще слова получи­лись из этих слогов. Запиши их.


Задание 48. Звук «Зь» (продолжение)

1.Скажи, какой звук «Зь». Вспомни, каким символом его обозначаем.

2. Рассмотри картинки и назови, что на них нарисовано. Нарисуй схему к словам (Тузик, тазик).

3. Составь предложения с этими словами.

4. Прочитай слова и ответь на вопросы:

Почему слово «Зина» написано с большой буквы?

Какое еще слово написано с большой буквы?

Что значит слово «Тузик»?

Запомни! Клички животных пишутся с большой буквы.

5. Напиши слова «Тузик», «тазик» нужными ручками. Между словами соблюдай рассто­яние в мизинец.

6. Рассмотри картинки и прочитай предложения.


Задание 49. Дифференциация «З»-«3ь»

1. Расскажи все о звуках «3» и «Зь». Ответь, чем они похожи и чем отличаются.

2. Назови по 3 слова со звуком «3»:

В начале;

В середине.

3. Назови по 3 слова со звуком «Зь»:

В начале;

В середине.

4. Повтори слова и назови одно лишнее. Объясни, почему ты так думаешь.

Зима - зеркало - забор - зяблик.

Заяц - зебра - зубр - замок.

5. Придумай предложения со словами:

Зоя, корзина, земляника.

Лиза, зайка, тазик.

6. К словам «земляника» и «зайка» подбери 2-3 слова-признака и скажи с ними свои предложения.

7. Повтори чистоговорки:

Зы-зи-зы-зи - Лиза, зайчика вези.

За-зя-за-зя - нам болеть никак нельзя.

Зю-зу-зю-зу - Зоя поит здесь козу.

8. Помоги Незнайке произнести слова правильно.

Скажи, в каких из этих слов слышится звук «3», а в каких - «Зь».

Задание 50. Дифференциация «3»-«3ь» (продолжение)

1. Выучи стихотворение и найди слова со звуками «3» и «Зь». Определи место звуков «3», «Зь» в словах (в начале или середине):

Много у зимы забот: Замести везде пути,

Выпустить поземки, вьюги, Чтоб не проехать, не пройти.

2. Рассмотри картинки.

Назови цветок. (Мимоза.)

Скажи, что в пальце. (Заноза.)

Назови тазы ласково. (Тазики.)

Нарисуй схемы этих слов.

3. Прочитай:

4. Ответь на вопросы:

Что было у Зои?

Что было у Зины?

5. Найди и прочитай слова, в которых слышится звук «3» («Зь»)

6. Прочитай предложения и напиши их нужными ручками. Между словами соблюдай расстояние в мизинец.


Задание 51. Зима.

1. Рассмотри картинки. Назови признаки зимы.

2. Назови месяцы зимы по порядку.

3. Отгадай, какой месяц год заканчивает, а зиму начинает. (Декабрь.)

4. Рассмотри картинки-символы. Послушай рассказ, а потом перескажи его по картин­кам-символам:

Солнце светит, но не греет.

Падает белый пушистый снег. Снег лежит на домах, на доро­гах, на земле. Бывают сильные морозы. Деревья стоят в белых пуховых платках. Сосны и ели остались зелеными, но тоже надели снеговые шапки. Реки покрыты толстым льдом. Ночь стала длинной, а день коротким. Люди надели теплую зимнюю одежду и обувь. Дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки и хоккей. В лесу, в теплой берлоге, спит медведь, в уютной норке сопит барсук, заснул до весны ежик. В домах наряжают елки и встречают Новый год. Все это бывает зимой.

5. Выучи стихотворение С. Есенина:

Белая береза под моим окном И стоит береза в сонной тишине,

Принакрылась снегом, точно серебром. И горят снежинки в золотом огне

На пушистых ветках снежною каймой А заря, лениво обходя кругом,

Распустились кисти белой бахромой.. Обсыпает ветки новым серебром.

Задание 52. Дифференциация «С»-«3», «Сь»-«3ь»(продолжение)

1. Скажи, какие звуки «С», «Сь», «3». «Зь», и правильно раскрась маркеры.

2. Скажи, чем похожи эти звуки и чем они отличаются.

3. Повтори чистоговорки:

Си-зи-си-зи - Сима, санки вези.

Зи-си-зи-си - Зоя, козлика паси.

Зу-су-зу-су - зонтик Соне я несу.

Са-за-са-за - на лугу стоит коза.

4. Назови слова из чистоговорок со звуком «3» («Зь», «С», «Сь»).

5. Рассмотри картинки и назови, что на них нарисовано.



6. Раскрась кружочки в схемах цветными карандашами (С - синий, 3 - зеленый, К - красный). Скажи, какие слова к какой схеме подходят.

7. Обведи буквы, вставь пропущенную букву нужной ручкой и прочитай слова. Подбери к каждому слову картинку.

8. Придумай предложение с каждым словом.

Задание 53. Дифференциация С»-«3», «Сь»-«3ь»(продолжение)

1. Ответь на вопросы:

- «С», «Сь», «3», «Зь» - какие это звуки?

Чем они похожи?

Чем отличаются?

2. Назови по 2 слова с каждым звуком.

3. Прочитай:

4. Прочитай слоги, составь из слогов слова, запиши их. Между словами соблюдай рас­стояние в мизинец.

5. Прочитай предложения. Покажи подходящую картинку.

Задание 54. Елка

1. Сравни елки, найди отличия.

2. Раскрась одну елку.

Расскажи, какая у тебя получилась елка. Придумай про нее побольше слов-признаков.

3. Рассмотри схемы. Раскрась кружочек желтым карандашом.

4. Составь предложения по схемам и вопросам:

Что ты повесил(а) на елку?

Что ты снимешь с елки, когда закончится праздник?

5. Замени шарик и флажок на любую игрушку и составь такие же предложения.


Задание 55. Новый год. Рассказ по серии картинок

1.Рассмотри картинки и раскрась их.


2.Дай полные ответы на вопросы:

Какое время года наступило?

Какой праздник встречают в декабре?

Что нарядили в детском саду?

Какая елка стояла в зале?

Что делали дети на празднике?

Кто пришел к ребятам на праздник?

Что принесли детям Дед Мороз и Снегурочка?

Как было на празднике?

Понравился ли он детям?

3. Составь рассказ по картинкам о новогоднем празднике.

4. Придумай название своему рассказу.

5. Закончи и повтори предложения:

В детский сад привезли елку, потому что...

Дети пришли в зал, где...

Дед Мороз слушал стихи, которые...

Петя пришел на праздник, куда...

Задание 56. Зима. Рассказы

1. Рассмотри картинки. Расскажи, какой лед, а какой снег, сравни их.


2. Под картинками нарисуй столько треугольников, сколько слов-признаков ты подобрал (а).

3. Составь по картинкам предложения, используя подобранные слова.

4. Рассмотри картинки. Раскрась их.

Подумай, в каком порядке их надо расположить (напиши под каждой картинкой ее номер по порядку).


5. Составь по этим картинкам рассказ и перескажи его.

6. Придумай название своему рассказу.

Задание 57. Звук и буква Ш (знакомство)

1. Раскрась кружочек синим карандашом. Запомни! Звук «Ш» - согласный, твердый, глухой.

2. Рассмотри картинки, назови, что на них изображено. Скажи, где слышится звук «Ш» в каждом слове.

3. С этими словами придумай предложения.

4. Рассмотри картинки, назови, кто на них нарисован (мышь, мышата). Нарисуй схемы этих слов.

5. Посмотри, это буква Ш (ша), так она называется в алфавите. Когда мы читаем эту букву, то произносим звук «Ш» без добавления гласного.

6. Раскрась букву синим карандашом по направлению стрелок. Скажи, на что она похожа.

7. Напиши буквы Ш, ш синей ручкой. Между парами букв соблюдай расстояние в мизинец.


Задание 58. Звук и буква Ш (продолжение)

1. Вспомни и скажи, какой звук «Ш».

2. Назови, что нарисовано на картинках, и нарисуй схемы этих слов.


3. Прочитай слова и покажи соответствующую картинку.

Придумай с этими словами предложения.

4. Впиши в пустое окошечко букву Ш и прочитай слова.

к о к и
м о к и
м у к и
п у к и
п ы к и
м ы к и

5. Напиши по строке каждое слово нужными ручками. Между словами соблюдай рассто­яние в мизинец.


Задание 59. Слог ШИ (знакомство)

1. Рассмотри картинки и скажи, что на них нарисовано (мыши, уши, шина, шипы).


2. Ответь на вопросы:

Какой слог со звуком «Ш» слышится в каждом из этих слов? (ШИ.)

Какой гласный звук слышится в слоге ШИ? (Ы.)

Запомни! В слоге ШИ слышим гласный звук «Ы», а пишем букву И.

3. Вставь пропущенные буквы красной ручкой, прочитай слова.


4. Рассмотри картинки, скажи, где бывают шипы.

5. Прочитай предложения и найди соответствующие картинки.

С 30.03.15 "Слоговой поезд" Для закрепления умения делить слова на слоги предлагаю поиграть с детьми в игру «Кто, в каком вагоне поедет?». В этом весёлом слоговом поезде несколько вагончиков с 1, 2, 3, 4 окнами.

Надо разделить слова на слоги (по картинкам).

- Рассказать , кто в каком вагоне поедет по принципу: «В слове должно быть столько же частей, сколько окон в вагончике»

Например: «В слове «жук» один слог, значит, жук поедет в первом вагоне»

Кто в каком вагоне поедет?

С 23.03.15 Выбери слово со слогом... . Закрепляем умение слышать определённый слог в составе слова. Для этого предлагаю и гровое упражнение «Выбери слово со слогом …». Последовательность выполнения умственных действий:

  1. Назвать все картинки.
  2. Разделить слова на части.
  3. Назвать слова, заканчивающиеся на «ЛА», на «ЛЫ», на «ЛО».

ЛА ЛО ЛУ

Весло, узлы, кукла, акула, метла, пила, дупло, куклы

С 16.03.15 Начерти слоговую и звуковую схему слова. Предложите ребёнку:

Разделить слово на слоги (части). Начертить слоговую схему. Назови первый слог. второй слог и т.д.

Объяснить, почему в слове именно столько слогов. Например: "В слове "лиса" два слога, потому что 2 гласных звука - "И", "А"

Назвать в этом слове звуки по порядку. Нарисовать звуковую схему. Рассказать, сколько звуков в слове и какой каждый звук (гласный - согласный, твёрдый - мягкий).

С 9.03.15 Подбери схему к слову. Закрепляем навык деления слов на слоги (части). В этом помогут слоговые схемы . Распечатайте слоговые схемы и картинки. Приклейте картинки в тетрадь. Предложите ребёнку:

  1. Разделить каждое слово на слоги по алгоритму, указанному в рекомендациях от 24.02.
  2. Подобрать подходящую слоговую схему к слову и соединить её карандашом с нужной картинкой.
  3. Объяснить, почему конкретная слоговая схема подходит к конкретной картинке.

Назовите слоговые схемы

Подбери слоговую схему к слову

С 2.03.15 Составление рассказа по картинкам. Пусть ребёнок рассмотрит картинки и составит по ним рассказ так, чтобы по каждой картинке получилось не меньше трёх предложений. Чем рассказ получится длиннее, тем лучше. Начать надо с предложения, которое расскажет где или когда произошла эта история. А в конце может быть предложение, объясняющее, почему мальчик больше никогда не дразнил собак. Хорошо, если дети придумают имя мальчику и кличку собаке.

Составить рассказ «Собак дразнить нельзя»

С 24.02.15 Деление слов на части. Дети учатся делить слова на слоги. Слог - это часть слова. В детском саду дети часто путают понятие "слог" и "слово", поэтому лучше употреблять понятие "часть" (слова). Главное, чтобы дети хорошо поняли, как можно разделить слово на части. Сначала вспомните и назовите с ребёнком гласные звуки, ведь дети узнали правило "Сколько в слове гласных звуков, столько и частей". Вспомнить гласные звуки помогут буквы:

А, О, У, И, Э, Ы

Теперь надо выполнить последовательно следующие умственные действия:

1. Произнести слово медленно, протянув гласные звуки: буууу сыыы.

2. Назвать гласные звуки: "У", "А".

4. Сделать вывод: "В слове "бусы" 2 гласных звука, значит 2 части".

5. Произнести слово по частям: "бу - сы".

6. Назвать части по прядку: "Первая часть "БУ", вторая часть "СЫ"

Раздели слова на части

(бусы, Марина, зубы, рукава, бананы, груша, флаги, работа)

С 16.02.15 Гласные звуки в слове. Закрепляем у детей умение называть гласные звуки в слове. Это очень пригодится при делении слов на части (слоги) по основному принципу "Сколько в слове гласных звуков, столько и частей". Для этого предлагаю игровое упражнение "назови гласные звуки в слове". Не торопитесь! Не просите ребёнка сразу называть гласные звуки, иначе могут появиться ненужные проблемы. Упражнение выполняйте с ребёнком по этапам.

1. Назовите гласные звуки: "А, О, У, И. Э, Ы".

2. Произнеси слово (по картинкам) медленно, как бы пропевая каждый звук, выделяя голосом гласные звуки - "ффаааа ррттуууу кк".

3. Назови гласные звуки: "А", "У"

4. Сосчитай и ответь: "Сколько гласных звуков в слове "фартук"?". "В слове "фартук" 2 гласных звука"

Назови гласные звуки в слове

(банан, бык, фартук, капуста, фары, стол, груша, суп, гуси. барабан)

Как определить, сколько в слове слогов, учат еще в первом классе. Однако если малыш умеет делить слово на слоги уже в дошкольном возрасте, это большое преимущество. Впоследствии ему легче будет быстро научиться читать и правильно писать. Как же узнать, сколько в слове слогов?

Правила деления на слоги

Самое основное правило деления слова на слоги звучит следующим образом:

сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

Приведем пример:

  • Стол – 1 гласная, 1 слог
  • Кошка – 2 гласных, 2 слога и т.д.

Однако чтобы правильно разделить слово на слоги, необходимо знать еще несколько правил.

Слоги бывают открытые и закрытые. Открытые заканчиваются на гласную букву, а закрытые – на согласную. При делении слова на слоги для чтения формируем открытые слоги.

Например:

Ко-шка, та-бу-рет, пи-ра-ми-да, за-е-зжать.

Как вы могли заметить, правила деления на слоги для чтения существенно отличаются от правил для переноса. В последнем случае рекомендуется не переносить одну гласную на другую строку и не отрывать буквы от приставки, корня или суффикса. В детских книгах, предназначенных специально для обучения чтению, слова делятся на открытые слоги. Одна гласная может составлять один слог. Благодаря этому правилу детям легче произносить слова по слогам, ориентируясь на гласные буквы. Впоследствии они сами начинают без труда определять, сколько в слове слогов, и как произвести деление.


Сколько слогов в словах «опасное» и «ель»?

Возьмем в качестве примера деления на слоги слова «опасное» и «ель».

В целом, слова «опасное» и «ель» достаточно легкие, и определить, сколько в них слогов, тоже не составит труда.

Опасное (4 гласные буквы, значит, и 4 слога): о-па-сно-е (букву «с» относим к третьему слогу, чтобы по правилам деления слов на слоги для чтения получить отрытые слоги).

Однако с точки зрения фонетики последний слог не будет считаться открытым, поскольку буква «е» обозначает два звука: «й» и «э». Но поскольку на письме разделить букву «е» на звуки мы не можем, то этот слог считается открытым.

Похожая ситуация и со словом «ель». Согласно фонетической транскрипции в нем три звука и три буквы: [йэл (мягкий)]. Но поскольку гласный звук всего один, то получается, что в слове «ель» один слог .

Еще примеры

Приведем еще некоторые примеры, позволяющие определить, сколько в слове слогов. Возьмем более сложные слова, где определить, сколько слогов, будет труднее.

  • Подъезжать: по-дъе-зжать
  • Завьюжить: за-вью-жить

В таких, казалось бы, сложных словах мы все равно ориентируемся на общее правило и разделяем слово на открытые слоги.

Исключение из этого правила существует только одно:

Если в середине слова стоит мягкий согласный, то он присоединяется к предыдущему слогу, например:

  • Майка: май-ка,
  • Санька: Сань-ка и т. д.

В остальных случаях правило деления слов на слоги в русском языке остается неизменным.

Как научить ребенка делить слова на слоги?

Чтобы малыш правильно разделял слова, необходимо, чтобы он безошибочно выделял гласные среди согласных. Когда ребенок научится правильно разделять буквы алфавита на гласные и согласные, можно приниматься за слоги. Попросите сначала малыша разделить слово так, чтобы каждый слог заканчивался на гласную. Когда ребенок научится неплохо читать, можно тренироваться на отдельных фрагментах текста. Постепенно деление на слоги перестанет быть проблемой.

Тренируйтесь вместе с ребенком: так он будет чувствовать вашу заинтересованность в его новых умениях и знаниях, поощряйте к учебе. Пусть она приносит малышу только удовлетворение.

Ч и т а ю

ч и - т а - ю Этот скрипт позволяет делить слова на слоги. Помните, что правила разделения слов на слоги и правила переноса - это разные правила.

Как разбивать слово на слоги

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Ирина Артамонова

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов . Предлагаю вашему вниманию некоторые пособия , которые применяю при работе над слоговой структурой слов .

1. Стимульный материал для работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова .

В пособии собран речевой и наглядный материал для проведения работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов . Представлены 14 классов слов , выделенных А. К. Марковой.





2. Собери букет

Цель : упражнение детей в делении слов на слоги .

Оборудование : три вазы с кармашками и слоговыми схемами , набор цветов- картинок.

Ход игры : ребёнку предлагается собрать букеты из цветов- картинок, обращая внимание на то, из скольких слогов состоят их названия .


3. Магазин

Цель : упражнение детей в делении слов на слоги .

Оборудование : карточки- «деньги» с нарисованными на них двумя, тремя, четырьмя кружками, предметные картинки : морковь, свёкла, редиска, перец, чеснок, тыква, укроп, слива, вишня, арбуз, картофель, капуста, огурцы, помидоры, лимоны, бананы, виноград, ананас, яблоки, клубника, абрикосы, мандарины, смородина, ежевика, земляника.

Ход игры : детям предлагается купить только тот товар, в названии которого столько слогов , сколько кружков на их карточках- «деньгах» . Дети подходят к столу и проговаривают выбранное слово по слогам , показав свою карточку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдаётся «покупка» . Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.


При автоматизации звуков подбираем картинки с автоматизируемым звуком и "покупаем в магазине" только те предметы, названия которых состоят из одного, двух, трёх или четырёх слогов .


4. Слоговые домики .

Цель : упражнять детей в подборе слов разной слоговой структуры .

Оборудование : панно с изображением трёх домиков, предметные картинки.

Ход игры : детям предлагается распределить картинки по домикам в соответствии с количеством слогов в словах . В одноэтажном домике «живут» картинки, названия которых состоят из одного слога , в двухэтажном домике «живут» картинки, названия которых состоят из двух слогов , в трёхэтажном домике «живут» картинки, названия которых состоят из трёх слогов .



5. Бусы и слоги .

Цель : упражнение в подборе слов разного слогового состава , слоговой анализ слов .

Оборудование : фрагменты нанизанных на шнурки бус, предметные картинки.

Ход игры.

1 вариант. Ребёнок подбирает слова , в которых столько слогов , сколько бусин на шнурке.

2 вариант. Ребёнок называет картинки и нанизывает на шнурок столько бусин, сколько слогов в слове .



Поделиться