Познавательная программа "как растения и животные готовятся к зиме". Конспект занятия для старшей логопедической группы "деревья осенью готовятся к зиме" Учебный проект как растения готовятся к зиме

Это самое холодное время года.
Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль.
Декабрь - от латинского «децем», что означает «десять», т.к. декабрь у римлян был десятым месяцем.
Другие названия декабря: студень, стужайло, ветрозим, лютовей, зимник.


В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь - это время зимнего солнцестояния.
Декабрь год заканчивает и зиму начинает.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Январь - от латинского слова «януариус», в честь двуликого бога солнца и ветра Януса, который охранял время, входы и выходы, ведал началом человеческой жизни.

Другие названия января: снежень, снеговик, огневик, просинец, щипун, трескун, студень, ледовик, сечень (потому что средний месяц зимы сечет ее пополам и отсекает прожитый год от наступившего).

Январь - начало года и зимы середина.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
Январь - зимы государь.

Февраль - от латинского «фебруарис», что означает «очищение». Очищение перед тем, как природа снова возродится.

Другие названия февраля: бокогрей (потому что февральское солнце греет только повернутый к нему бок, а другой - мерзнет), вьюговей (из-за частых морозов и метелей), межень (условная межа между зимой и весной).

Февраль - самый короткий месяц в году. Февральские дни - солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль три часа дня прибавит.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель , оставляя после себя заносы и сугробы.

Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки.

В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом.
Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

Растения зимой

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать.
За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка.

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.
Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.
Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом.
Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.
Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.
Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.
Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки.
Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком.
Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром.
Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.
Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.
Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.
Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.
Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.
Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый го,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей -
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.
Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников.
Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.

Домашние животные зимой

Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна.
Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.

Зима в городе

Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов.
Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи.
Промышленные предприятия сбрасывают в реки и пруды отработанные теплые воды, поэтому вода в таких реках не замерзает.

Труд людей зимой

Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.
На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.
В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.
Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно -
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

Помоги другим! Жми

Кинопособие « Экология растений» 58 занятий. Глава IX. Сезонные изменения растений.

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите-лю на всех этапах проведения уроков.

Актуальность:

Живя постоянно на одном месте, растение приспосабливается ко всем происходящим здесь изменениям. В областях с умерен-ным климатом условия жизни сильно меняются по временам го-да. Осенью, зимой, летом растения живут при разных сочетаниях тепла, света, влаги. Как же приспосабливаются растения к разным сезонам года?

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Лесная подстилка. Озимые однолетники, озими. Глубокий покой. Вынужденный покой.

Вопросы для обсуждения

1.Какой сезон года наиболее опасен для растений, живущих в умеренном климате?

2.Как готовятся к зиме деревья и кустарники? А многолетние травы?

3.Как образуется лесная подстилка? Что она собой представля-ет.

4.Какова роль подстилки в жизни лесных растений?

5.Какие растения называют озимыми? Как они готовятся к зиме?

6.Почему зимой наши деревья без вреда переносят сильные мо-розы, а весной молодые побеги обмерзают даже при легких замо-розках?

7.Какие растения называют подснежниками? Приведите примеры.

Задания: 1. Во время зимних каникул раскопайте снег на небольших площадках размером 1 м2 на лугу, в поле и в дубовом лесу. Посмотрите, есть ли под снегом зеленые растения. С помощью учителя определите, как назы-ваются эти растения. Составьте их списки.

2. Срежьте в ноябре ветку ольхи (березы, орешника) с соцветиями-се-режками и поставьте в воду в теплой комнате. Понаблюдайте, раскроются ли почки на ветках. Начнут ли пылить соцветия-сережки? Повторите опыт в феврале. Объясните различные результаты в ноябрьских и февральских наблюдениях

Как растения готовятся к зиме

Осень — время подготовки к зиме. Ветви деревьев и кустарни-ков к осени покрываются многослойной пробкой. Ее мертвые, за-полненные воздухом клетки не пропускают влагу и предохраняют внутренние ткани от потери воды и промерзания.

Осенью окончательно формируются почки растений. У многих из них, например у копытня европейского, медуницы неясной, лютиков, к осени в почках заложены не только вегетативные по-беги, но и бутоны (рис.1). Почки деревьев, например дуба черешчатого, вязов, кленов и многих трав (ландыша, копытня евро-пейского, купены лекарственной, вороньего глаза), защищены по-чечными чешуями. Обычно к осени они покрываются слоями пробки, накапливают смолы, клейкие вещества. Плотный наруж-ный покров из чешуй надежно защищает от высыхания зачаточ-ные органы и образовательные ткани внутри почек.

Рис.1. Почки древесных и травянистых растений осенью: 1 - тополь, 2 - липа,

3 — дуб, 4 — клевер, 5 — ландыш. Схемы продольных разрезов почек: 6 — дуб, 7 - клевер.

Многие растения к осени накапливают запасы питательных ве-ществ. У многолетних трав они откладываются в подземных орга-нах — корневищах, клубнях, луковицах, корнях, у деревьев и ку-старников — главным образом в стволах.

Листопад и его роль в жизни растения. Главная примета осени в наших краях — листопад (рис.2). К его началу листья расцве-чиваются яркими золотистыми и багряными красками. Осенняя природа незабываема по красоте. Листопад предохраняет деревья, во-первых, от иссушения зимой, во-вторых, от обламывания вет-вей под тяжестью снега. К листопаду растения готовятся заранее.Рис.2. Листопад

Еще летом, в июле, когда день начинает убывать, в основании листьев образуется отделитель-ный слой, который обеспечива-ет быстрое опадение листьев осенью.

Пышный ковер опавших осе-нью листьев очень важен для жизни лесных растений. В ду-бовых, липовых, грабовых и других листопадных лесах из опавших листьев образуется рыхлая лесная подстилка, ко-торая, как одеяло, закрывает почву и предохраняет ее от про-мерзания в теплые зимы. Лес-ная подстилка — это своеобраз-ное удобрение, которое посте-пенно разлагается с помощью почвенных грибов и бактерий, образуя почвенный перегной.

Лесная подстилка легко впитывает влагу, как губ-ка, удерживает ее и сохраняет в почве. Поэтому не следует сгре-бать и вывозить опавшие лис-тья, так как это нарушает фор-мирование почвы и ухудшает корневое питание растений.

Подготовка к зиме вечнозе-леных хвойных деревьев. А как готовятся к зиме наши веч-нозеленые хвойные деревья — ель и сосна? Ведь у них зеленая хвоя сохраняется всю зиму. Правда, на ветках сосны осенью нижние хвоинки желтеют. Вы, вероятно, замечали, что осенью и зимой зеленая окраска хвои становится более тусклой, чем вес-ной и летом. Это объясняется тем, что осенью хлоропласты пере-мещаются в глубь клеток. Кроме того, осенью устьичные щели на хвоинках закупориваются смоляными пробочками. В таком состо-янии хвоинки зимой испаряют в два-три раза меньше воды, чем летом. Из-за закупорки устьиц в листья не поступает углекислый газ и фотосинтез прекращается. Интересно, что зимой зеленые кроны сосен и елей испаряют влаги меньше, чем оголенные ветви листопадных деревьев, например сосна — в пять раз меньше, чем дуб.

Озимые однолетники. А есть ли среди растений такие виды, ко-торые внешне не обнаруживают признаков подготовки к зиме? К таким “легкомысленным” растениям можно отнести озимые одно-летники. Озимыми называют однолетние растения, у которых се-мена прорастают с осени. Они широко представлены среди сельско-хозяйственных культур, например озимые сорта ржи, пшеницы, ячменя, а также среди полевых сорняков, например пастушья сумка, сурепка обыкновенная, дикая редька (рис.3).

Рис. 3. Озимые растения: 1 — пшеница, 2 — дикая редька

У озимых хлебных злаков осенью вырастают молодые растения с розеточными побега-ми, так называемые озими, которые переживают зиму под снегом. К наступлению зимы озимые приобретают устойчивость к морозам: к этому времени в их клеточном соке накапливается сахар, и клет-ки могут промерзать безболезненно. Таким образом, “легкомыслие” озимых однолетников обманчиво. На самом деле они готовятся к зиме, изменяя свойства своих клеток. Зеленые листья глубокой осе-нью и зимой под снегом сохраняются у большинства луговых мно-голетних трав, например клеверов, мятликов, овсяницы, и многих лесных трав — кислицы обыкновенной, зеленчука желтого, копы- теня европейского, осоки волосистой.

Зима. Поздней осенью, в ноябре, у большинства наших расте-ний наступает глубокий покой. В этом состоянии растения могут без вреда для себя пережить суровые зимние условия. Его не на-рушает даже продолжительная оттепель и таяние снега (см. зада-ние 2). Опасность поддаться на провокацию оттепелей и начать рост осенью или среди зимы особенно велика для деревьев и кус-тарников. Их почки зимуют в воздухе, где температура может бы-стро и резко меняться. Почки травянистых растений находятся под снегом или в почве. Здесь температура в течение всей зимы близка к нулю, ее колебания очень незначительны.

Конспект занятия в детском саду "Подготовка животных к зиме". Старшая группа

Лукшина Виктория Павловна
Место работы: МБ ДОУ Мадаевский детский сад
Описание: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "подготовка животных к зиме". Конспект направлен на формирование у дошкольников знаний о подготовке животных к зиме. Данный материал предназначен для воспитателей, родителей и детей.

Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период.
Задачи:
1. Закреплять знание детей диких животных;
2. Познакомить детей с названием мест зимовки животных (норы, берлоги, хатки);
3. Закреплять знание рациона животных;
4. Способствовать развитию желания заботиться и помогать животным в зимний период;
5. Развивать творческие способности детей.
Дополнительный материал: презентация "Подготовка животных к зиме", листы формата А4, карандаши, фломастеры, краски (по выбору детей).

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Какой прекрасный сегодня день! На улице тихо падает листва, солнце, хоть и не так греет, но все же светит ярко. Осень- удивительная пора. Вы согласны со мной? (ответы детей) А расскажите мне, пожалуйста, что происходит осенью с природой, животными? (ответы детей) Вы правы ребята, вся природа в это время готовится к зиме. И сегодня, мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме животные, а поможет нам в этом фея Фауна. А вы знаете ребята, что само имя этой феи означает живой мир. Итак, начнем! (1 слайд)
Воспитатель: Совсем скоро начнется зима-самое тяжелое время года для животных. Они мерзнут, даже простужаются, не могут добывать себе пищу из-под снега. Некоторые звери меняют свою шубку на более теплую, зимнюю, а некоторые и вовсе впадают в спячку. (2 слайд)
Воспитатель: Самыми первыми к зиме начинают готовиться грызуны (мыши, бурундуки, хомяки). Они начинают свою подготовку уже летом. Находят разнообразные семена, орешки и собирают их в своей норке. Эти запасы помогают им пережить холода зимой, не выходя наружу. Так как во время холодов грызуны практически всегда спят, прерывая свой сон только для того, чтобы поесть. (3 слайд)
Воспитатель: Кто это ребята? (ответы детей) Правильно, это еж. Ежи к зиме накапливают жир, и в ясные осенние дни они готовят себе теплые уютные гнезда. Да-да, именно так называют домик ежа на зиму. Ночью и днем они таскают к своему домику сухие листья и мягкий мох. Еж проводит в спячке до 6 месяцев. В зимнее время ежи не едят, они спят свернувшись клубочком в своем домике под толстым слоем снега, как под теплым одеялом. (4 слайд)
Воспитатель: Теперь давайте поговорим о мишках. Как называется его дом? (ответы детей) Правильно, берлога. Медведи долго и тщательно готовят свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда носят листья, мох, веточки, а сверху делают мягкий матрац из веток ели. Когда выпадает снег, то он закрывает медведя в его домике и там сохраняется тепло всю зиму. Медведи не делают запасов, но осенью они активно питаются рыбой, орехами, чтобы накопить жир на время зимовки. На самом деле медведь не спит, а просто дремлет и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведей рождаются медвежата. Ребята, а вы слышали о том, что медведи сосут лапу? (ответы детей) Как вы думаете, это правда? (ответы детей) Это действительно так, но делает он это потому, что кожа на лапах чешется и медведь таким образом слизывает ороговевшую часть кожного покрова.
Воспитатель: А теперь, давайте немного с вами отдохнем. (Проводится физкультминутка «Зайчата»)
Физминутка «Зайчата»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Замечательно отдохнули и размялись, совсем как настоящие зайчики. Давайте продолжим наш разговор о подготовке животных к зиме. Отгадайте загадку: С ветки на ветку, быстрый как мяч, скачет по лесу рыжий циркач. Кто это?(ответы детей) (5 слайд) Правильно ребята, это белка! Белки спят зимой только в очень сильные морозы, в остальное время они ведут такой же активный образ жизни. И запасы белке нужны значительные. Осенью они прячут орехи и желуди в листву, землю и дупла. Грибы они тоже запасают, но особым способом: они нанизывают их на ветки. Свое гнездо они сооружают на высоких елях или соснах. В дупле мягкая трава, мох, комочки шерсти.(6 слайд)
Воспитатель: Бобры так же не впадают в спячку, но подготавливаются к зиме очень серьезно. Они живут большими семьями и строят свои дома (хатки) на берегу водоемов. Вход в хатку они делают под водой. А кто знает для чего они так делают? (ответы детей) Под водой в их дом ни один хищник не проникнет. На зиму бобры делают запасы: веточки с деревьев и корни растений, которые находят в воде. Внутри хатки у бобров тепло, и даже холодной зимой плюсовая температура. (7 слайд)
Воспитатель: Мы с вами знаем, что на зиму зайцы меняют цвет своей шубки на белый, чтобы быть не таким заметным. Зайцы питаются корой и мелкими веточками осины, ивы, березы. Зимой поваленное дерево может стать для зайца настоящей столовой, куда зверьки приходят каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилья у зайцев нет, в холодные дни они прячутся под занесенные снегом кусты. (8 слайд)
Воспитатель: Лиса к осени уже вырастила своих лисят и в норе не сидит. Но если возникает опасность, то она прячется там. Свои норы лисы делают на опушке леса на холме, чтобы можно было видеть лес со всех сторон. Не зря говорят, что лиса хитрая: она не бежит к норе сразу, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а уже потом прячется. Лиса прекрасно бегает по снегу и охотится круглый год, поэтому и запасы ей не нужны.(9 слайд)
Воспитатель: А это уже другой хищник- волк. Волки очень опасные хищники. Зимой, они собираются в стаи, чтобы было легче охотиться. Лисы, волки и другие хищники питаются мелкими животными, такими как зайцы, мыши, хомяки. Они тоже могут долго голодать, во время сильных морозов – прячутся в снег. Интересно то, что здоровых животных хищники не включают в свое своеобразное меню, просто потому, что не могут их догнать. Поэтому хищников называют еще санитарами леса, ведь они убивают больных зверей, которые могут быть заразны.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как можно помочь животным в такое суровое время, как зима? (рассуждения детей) Вы правы, можно оставлять им еду в специальных местах. Именно так и поступают многие люди. (10 слайд) А теперь, давайте нарисуем то, о чем мы сегодня узнали. Вы можете нарисовать любое животное в зимнее время или то, как вы помогаете им пережить зиму. (дети выполняют рисунки)
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились замечательные рисунки. А теперь давайте вспомним, что вы сегодня узнали? (ответы детей) Вы действительно узнали много о подготовке диких животных к зиме и поняли, что им можно и нужно помогать. А ваши прекрасные работы мы разместим на нашем стенде. Спасибо за внимание!

Презентация на тему: Подготовка животных к зиме

Как древесные растения готовятся к зиме (по А. Савиной)

Бывают зимы, когда лесные деревья сильно страдают от мороза, вплоть до вымерзания. Причиной гибели нередко являются предшествующие неблагоприятные летние условия (засуха, обилие дождей), в течение которых растения не проходят полного цикла развития до наступления холодов. В результате морозы (ниже 30°С) повреждают такие растения. Пережить зиму растениям помогают различные приспособления.

В теплый период второй половины лета, когда заканчивается рост растений в высоту и толщину, закладывается верхушечная почка. Молодые однолетние побеги должны до холодов одревеснеть. Покровная кожица молодых побегов из зеленой становится побуревшей или серой. В это же время начинается процесс закаливания растений. Продукты фотосинтеза не расходуются на рост побегов, а накапливаются в тканях дерева как запасные защитные вещества и используются следующей весной на образование новых побегов и листьев. Чем больше будет запасных веществ, в первую очередь крахмала, тем выносливее, морозоустойчивее будет растение, так как температура замерзания клеточного сока в деревьях с большим количеством запасных веществ значительно ниже, чем у деревьев с малым запасом. Это относится не только к деревьям, но и к кустарникам.

Сбрасывание листьев на зиму, прекращение роста и вступление в состояние покоя одревесневших побегов - все это также приспособление растений к перезимовке. На побегах остаются только те почки, которые выдерживают зимнюю стужу до - 35 - 40°С. В холодное время крахмал (как запасное вещество) у клена и дуба превращается в сахар, а у хвойных, березы и липы - в масла.

Наличие толстой (опробковевшей) коры на побегах смягчает резкие колебания зимней температуры, а весной предохраняет растение от солнечных ожогов.

Деревья или сеянцы в питомниках, не прекращающие роста до наступления холодов, в зиму входят ослабленными, неодревесневшими, с маленькой заложившейся почкой, небольшим запасом питательных и защитных веществ. Такие растения плохо перезимовывают. У них, в частности у сеянцев дуба, надземная часть вымерзает при морозах 13 - 14°С, а корневая система - при морозах 5 - 7°С. Сеянцы с большим запасом питательных веществ, хорошо одревесневшие, образующие большую верхушечную почку, переносят более низкую температуру.

ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
«КАК РАСТЕНИЯ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»
Занятие проводится во время экскурсии в осеннем парке.
Цель: Знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего возраста.
Задачи. Формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений: по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.
Предварительная работа. Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений. Разучивание загадок об осени. Чтение стихов и художественной литературы об осени. М.Михайлов «Лесные хоромы», В.Бианки «Белкина сушильня», Н.Некрасов «Славная осень»
Наблюдения за погодой. Воспитатель регулярно обращает внимание детей на признаки осени: дни становятся короче, понижается температура, чаще идут затяжные холодные дожди, дует холодный ветер, а в северных регионах выпадает первый снег, солнце все меньше греет.
Наблюдения за растениями. Воспитатель регулярно отмечает с детьми, какие изменения происходят в жизни растений (в зависимости от региона эти признаки будут разными): растения перестают расти, меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники.
Содержание занятия.
Организационный момент. Накануне в вечерний отрезок времени в группу «приходит» адресованный детям конверт, в конверте звуковое письмо. Прослушивание письма. «Здравствуйте ребята»
Вы, наверное, удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я.. (Осень)
Правильно я - Осень. И не простая, а золотая. Я – самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит природе вокруг нас. Поэтому, я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, в мой осенний парк. Приходите завтра, полюбуйтесь на мою красоту, понаблюдайте, что интересного произошло в парке в октябре.
Во время экскурсии по парку воспитатель предлагает детям назвать как можно больше признаков осени. Что изменилось по сравнению с началом осени? Просит подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения. Небо, какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.) Дождик, какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.) Деревья, какие? (Разноцветные, мокрые, голые.) Загадывает детям загадки: «Весной вырастают, осенью опадают». (Листья.) «Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья» (Осень)
Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в это время года опадают листья многих деревьев, - происходит листопад. Дошкольники высказывают свои предположения: почему листья опадают? (Обсуждаются любые предположения детей.) Педагог рассказывает, что деревья, кустарники зимой «спят», и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки.
Дети выполняют задание: найти опавшие листья разного цвета, рассмотреть их, отметить, как изменился их цвет, каким он был раньше и каким стал теперь.
Воспитатель организует игру «Узнай лист». Педагог выкладывает опавшие листья от разных деревьев и кустарников и предлагает выбрать листья определенного дерева (например, сначала листья рябины, затем - березы); собрать только красные (только желтые) листья; отобрать листья только деревьев, только кустарников, выложить ряды от самого маленького к самому большому, от самого светлого к самому темному. Обратить внимание на сосны, рассмотреть ствол, хвою
Проводится подвижная игра: «Раз, два, три, к дереву (к кустарнику) беги!» Воспитатель называет дерево, к которому должны бежать дети. Выигрывает тот, кто первым найдет нужное растение и дотронется до него.
Педагог обращает внимание ребят, что листья с деревьев опадают каждый год. Куда же они деваются? Чтобы получить ответ на этот вопрос, дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (Например, листья осин.) Затем выкладывают их в ряд - от самого молодого (зеленого) до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле-почве появляется больше «пищи» для растений. Кроме того, «одеяло» из опавших листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений. Воспитатель подчеркивает, что опавшие листья - это не мусор, они нужны в природе.
В конце занятия воспитатель делает заключение: осенью становится холоднее, солнце светит, но дает мало тепла. Листья на многих деревьях меняют свой цвет и опадают, опадают и плоды с семенами, растения перестают расти и готовятся к зимнему сну.
В вечерний отрезок времени проводится конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист. Дети выполняют задание, рассматривают все листья и выбирают самый необыкновенный осенний лист.

Поделиться