Иконы Афона: Светописанная. Светописанный образ божией матери

Описание явления иконы

21 августа / 3 сентября 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах, келлиях и каливах Святой Горы.

У Великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо из Кинота, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни. Высшее Священное управление Святой Горы потребовало от Священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

История почитания

В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли обитель паломники.

Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 2003 году с благословения игумена архимандрита Иеремии в 100-летнюю годовщину явления для богослужебного увековечивания памяти чудесного события. Наименование «Светописанный образ» родилось в ходе составления богослужебного последования (слово «светописание» представляет собой буквальный перевод греческого слона «фотография»). Тогда же было создано иконописное изображение падения для богослужебного использования. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события.

Текст последования одобрен Синодальной богослужебной комиссией .

В 2011 году на месте явления Божией Матери была сооружена памятная часовня, в которую был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

В том же году в первом этаже братского Покровского корпуса был устроен и освящен храм-параклис в честь Светописанной иконы.

В 2011 году изображение исторической фотографии на мраморной доске было установлено в монастыре Афонской иконы Божией Матери в с. Чоповики Житомирской области.

Подобная мраморная доска с изображением фотографического образа была установлена в 2012 году на приходе Феодоровского собора в Царском Селе.

27 июля 2013 годана очередном заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре был о принято решение (журнал № 97 ) включить в месяцеслов Русской Православно й Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году.

Тропáрь явлéнию Пресвяты́я Богоро́дицы
ли́ка Светопи́саннаго, глaс 2:

Пречи́cтому ли́ку Твоему́ покланя́емся, Блага́я,/ прося́ще предстáтельства о нaс, Ма́ти Бо́жия,/ во́лею бо благоволи́ла еси́ яви́тися среди́ брáтии,/ да избáвиши от печáли, и́хже собрала́ еси́./ Тем благодáрственно вопиéм Ти:/ рáдости исполня́еши всех, Пресвята́я Де́во,// вверя́ющих себе́ покро́ву Твоему́.

Кондáк, глaс 2. Подо́бен: В моли́твах неусыпáющую:

О, неизречéннаго и благосéрдаго Твоего́ смотре́ния,/ честне́йшая Херуви́м и слáвнейшая без сравнéния Серафи́м!/ О́браз Твой Светоявлéнный, и самоизображéнный/ свиде́тельство яви́ся/ Твоея́ неизречéнныя любве́ и милоcе́рдия,// почитáем той, лобызáюще.

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Явление Божией Матери
в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне

В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, на стене слева от Великих ворот, помещена большая каменная плита, на которой изображена Матерь Божия, смиренно стоящая рядом с монахами и странниками.

Пояснительная надпись на русском и греческом языках рассказывает паломнику о дивном чуде явления Богородицы, происшедшем на этом месте 21 августа 1903 года. Монастырские рукописи, ныне бережно хранящиеся в библиотеке, повествуют о том, что с начала XX века братия щедро делилась с неимущими тем, что имела обитель. Каждое воскресение к Великим воротам Русского Свято-Пантелеимонова монастыря стекались бедные паломники - греки и славяне - числом до восьмисот человек и получали из рук монахов милостыню - хлебные лепешки. 14 августа 1903 года из Карей (административный центр самоуправления монастырей Святой Горы Афон) поступило в монастырь письмо, в котором Кинот (собрание представителей всех монастырей Афона), выражая недовольство «бесполезной» и «вредной» практикой раздачи милостыни всякому, без рассуждения, одновременно доводил до сведения священноначалия обители свое определение «о прекращении на будущее время раздаваемой таким бесполезным образом милостыни».

Монахи Русского Свято-Пантелеимонова монастыря после получения письма Священного собрания решили в последний раз раздать милостыню и сообщить паломникам о решении Кинота. В то летнее утро 21 августа 1903 года к монастырю, как обычно, пришли сотни нуждавшихся, чтобы получить подаяние. И во время раздачи милостыни инок Гавриил сфотографировал пришедших людей. Когда снимки были проявлены, все присутствующие были потрясены: на фотографии, в стороне от многочисленных просителей, проявился Образ Богородицы, смиренно получавшей из монашеских рук благословенный хлеб. В монастырской летописи сказано, что Матерь Божия явилась отцу Валентину в величественном сиянии и произнесла: «Скажи отцу Макарию, чтоб не затворял врата для нищих...» (запись от 13 ноября 1903 года). Следующая за ней запись сделана рукою самого игумена Макария: «Да не затворятся врата обители...» Русские монахи в последующие годы неукоснительно следовали заповеди старца Макария: врата монастыря всегда были открыты для всех нуждающихся.

Оригинал этой старой фотографии благоговейно сохраняется в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы - фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре во время раздачи милостыни, чудесным образом вновь обретен в русской святогорской обители, - сообщает «Русский Афон» ..

Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту реликвию после стольких лет упадка не было даже надежды.

По словам игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива - первообраза Светописанной иконы Божией Матери, - это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».

О совершившимся чуде было сообщено всей братии для утешения и укрепления в подвиге. По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам были розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.

Как известно, 21 августа / 3 сентября 1903 г. в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре свершилось чудесное явление Пресвятой Богородицы: во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография, на которой впоследствии оказался запечатлен образ Божий Матери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братий.

Это чудо явления Пресвятой Богородицы во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божией о Своем Жребии во исполнение данных Ею обетований, и находится в неразрывной цепи подобных чудесных событий, бывших в разное время истории Афона.

Светописанный образ Пресятой Богородицы вот уже более 100 лет глубоко чтится в русской святогорской обители, на Афоне и по всей Святой Руси. Светописанная икона внесена в официальный список чудотворных икон Афона, а день ее памяти является одним из Святогорских Панигиров. В 2013 году на заседании Священного Синода РПЦ в Киево-Печерской Лавре праздник Светописанного образа Божией Матери (21 августа / 3 сентября) был также внесен в месяцелов Русской Православной Церкви.

В Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне действует храм, посвященный Светописанному образу Божией Матери.

На заседании Синода в Киево-Печерской лавре 27 июля было решено включить в русский месяцеслов праздник, который с 2003 года отмечался в Афонском Пантелеимоновом монастыре – воспоминания Явления Светописанного образа Божией Матери в 1903 году. Праздник будет отмечаться 3 сентября (21 августа) в день Явления. Разбираемся в обстоятельствах чуда и почитании Светописанного образа

Накануне Успения, 14 августа 1903 года, в монастырь было доставлено письмо из Кинота. В не выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить сиромах, особенно молодых и здоровых, к тунеядству. Сказалось и всегдашнее опасение греков, что благотворительность обернется увеличением русского влияния на Афоне. Кинот требовал отменить раздачу милостыни и найти другую форму благотворения. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

Прошел праздник, и через неделю монахи решили в последний раз раздать подаяние, а затем объявить нищим, что впредь, по решению Кинота, раздачи прекратятся. Во время раздачи хлеба (череков) иеромонах Гавриил сделал фотографию. Когда ее проявили, то оказалось, что хлеб принимает некая Женщина. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

Где произошло явление Божией Матери?

Слева от Великих ворот в южной стене монастыря, к которым паломники подходят с пристани по лестнице. Сегодня на месте явления Божией Матери установлена гранитная плита, на которую переведено изображение с фотографии. Рядом в 2011 году была построена часовня. В ней находится изображение Пресвятой Богородицы с хлебом в руках. В часовню подведена вода, в ней служатся молебны. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

Как в обители возник обычай кормить бедных?

Завел обычай раздавать милостыню и еду нищим монахам иеросхимонах Иероним (Соломенцов), у которого было много и духовных даров молитвы, духовничества и… экономических талантов.

Еще до того, как обитель стала полностью русской и настоятелем стал ученик и постриженик отца Иеронима схиархимандрит Макарий (Сушкин), отец Иероним стал помощником игумену греку и хорошо поставил монастырское хозяйство, расплатился с долгами и отстроил обитель. Философ Константин Леонтьев, бывавший на Афоне и называвший отца Иеронима своим старцем, писал: «Он музыкант, он иконописец, он строитель, он богослов хороший, он Церкви подвижник неутомимый, он исповедник тонкости и опыта редких».

Решение кормить сиромах – странствующих по Афону монахов, не принадлежащих к монастырям или скитам и живущим рукоделием и подаянием, – возникло у иеросхимонаха Иеронима после того, как подряд разбилось два корабля с продуктами и пожертвованиями для обители. Милостыню старец раздавал сам в коридоре своей келлии.

А кто раздает милостыню на фотографии?

Отец Иероним и его ученик отец Макарий к тому времени уже умерли. На фото милостыню раздает портарь обители отец Алипий. С ним задолго до того приключилась такая история: он грубо обошелся с сиромахом, исповедовал это отцу Иерониму и был отлучен от причастия до тех пор, пока не нашел обиженного, не помирился с ним и не подал ему милостыню.

Сколько человек получали милостыню и сколько было монахов?

К 1903 году милостыню получали около 700 человек, и еще 300 на Карее. Монастырь помогал всем беднякам – не только русским, но и грекам, болгарам, румынам. В 1903 году в монастыре насчитывалось 1446 монахов, хотя в начале деятельности иеросхимонаха Иеронима их было едва больше десятка. В 1903 году на Афоне уже 11 лет подвизался отец Симеон, в 1911 году он будет пострижен в схиму с именем Силуан…

Не могли ли что-то перепутать и принять за Божию Матерь быстро прошедшего сиромаха?

Нет, отец Гавриил сделал фото в самом начале раздачи милостыни, первый из сиромахов еще только приближается к отцу Алипию.

Поклоняются ли фотографии?

Слово «светописанный», как нетрудно догадаться, всего лишь прямой перевод с греческого, «фото-» (свето) и «-графия» (писание). Однако главное в этом образе Божией Матери главное – само Ее явление, которое стало явным при проявке снимка. «Технически» почитание фотографии аналогично почитанию Изображения на Туринской плащанице. Нерукотворного образа Спасителя и других нерукотворных икон. При этом на Афоне была написана икона, по мотивам этого явления, она и используется в богослужении.

Сама фотография много раз тиражировалась. В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Делаются копии и каменной доски, находящейся у врат обители. В 2011 году его установили на Украине – в монастыре Афонской иконы Божией Матери в селе Чоповики Житомирской области, а в 2012 – в Феодоровском соборе в Царском Селе.

Есть ли храмы в честь Светописанного образа Божией Матери?

В братском покровском корпусе Свято-Пантелеимонова монастыря освящен храм-параклис в честь Светописанного образа.

Составлена ли явлению особая служба?

Служба была составлена в Пантелеимоновом монастыре и одобрена Синодальной богослужебной комиссией, в ней чувствуется влияние службы Нерукотворному образу Спасителя. Приведем тропарь и кондак:

Тропарь:

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак:
Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

Поделиться