Браун премьер министр. Биография гордона брауна

В ИЮНЕ 2007 ГОДА Г.Браун стал лидером в результате безальтернативных выборов в Лейбористской партии. В качестве главы лейбористов и по поручению Ее Величества им было сформировано правительство Соединенного Королевства. Г.Браун казался бесспорным преемником Т.Блэра, ухода которого нетерпеливо ожидали в собственной партии. Как писала 3 мая этого года газета "Телеграф", Г.Браун был неуязвим, когда обещал "обновить" лейбористское движение, "слушать и учиться" у людей и исправить ошибки Т.Блэра. Заслужив авторитет за 11 лет успешной работы в должности канцлера казначейства, но не обладая харизмой предшественника, новый премьер-министр, как считали в партии и стране, докажет себя без громких слов - делами. Однако уже к осени 2007 года, после кратковременного взлета за счет "эффекта новизны", рейтинги нового премьер-министра снизились, и он решил избежать риска и не проводить досрочные парламентские выборы, которые в случае победы лейбористов предоставили бы ему собственный мандат избирателей на управление страной.

Спустя всего год избиратели и партия готовы отказать ему в доверии, и многие задумываются, как долго он еще сможет и должен ли оставаться лидером лейбористов и премьер-министром. Согласно опросу, проведенному по заказу "Дейли телеграф"*, (* 30 мая опрос YouGov показал, что личный рейтинг Брауна сравнялся с рейтингом Дж.Мейджора в низшей точке. По "Дейли телеграф", это самый низкий показатель поддержки лейбористов с тех пор, как Гэллап впервые начал проводить опросы о предпочтениях избирателей в 1943 году. Если эти результаты переложить на итоги всеобщих выборов, то Камерон получил бы более внушительное большинство, чем Блэр в 1997 году, а в Парламенте осталась бы лишь горстка лейбористов - менее 100 депутатов в Палате общин (YouGov survey for "The Daily Telegraph"; цит. по: "The Gardian", 30.05.08).) лишь 17% респондентов считают, что Браун - лучший премьер-министр, по сравнению с 39% опрошенных в пользу лидера консерваторов Д.Камерона. Рейтинг лейбористов опустился до 23%, а консерваторов поднялся до 47%.

Первая оценка. Исторические параллели

БАРОМЕТРОМ общественных настроений и первой оценкой правления Г.Брауна стали майские выборы в местные органы власти, принеся лейбористам три крупных поражения.

На первом месте оказались консерваторы с 44% голосов, а на втором - традиционно третьи по влиянию либерал-демократы с 25%. Лейбористы получили третий результат - 24% голосов1.

Вторым ударом для Лейбористской партии стал исход выборов мэра Лондона. Должность была введена в 2000 году, и ее два срока подряд занимал Кен Ливингстон (именно он ввел плату за въезд в центр города). Известен своими левыми взглядами, которые не разделяет верхушка Лейбористской партии, за что получил прозвище "Красный Кен". Поражение тем более обидное и показательное, поскольку победу с небольшим отрывом одержал "король скандала и мастер эпатажа" консерватор Борис Джонсон по прозвищу "Белый Борис"*. (* По характеристике британской прессы, новый мэр - человек без внутренней веры, без политического или интеллектуального компаса, и он ненастоящий тори. Джонсон - бывший журналист и участник сатирической программы на Би-би-си, а ныне член парламента. Перед ним стоит ряд крайне сложных задач по управлению столицей, которые, по мнению "Таймс", могут оказаться для него непосильными. Поскольку Джонсон сложил свои полномочия депутата, были проведены досрочные выборы в его избирательном округе, на которых кандидат от лейбористов "пришел" пятым.)

Третьим ударом для лейбористов стали итоги дополнительных выборов в округе Крю и Нантвич 22 мая, где консерваторы - впервые за 26 лет - потеснили их кандидата в округе, где всегда голосовали за Лейбористскую партию.

Для лейбористов итоги местных выборов стали самыми неудачными за последние 40 лет. Результат был не просто плохим, то была электоральная катастрофа.

Очередные парламентские выборы в Британии должны состояться не позже мая 2010 года. Аналитики обсуждают, могут ли местные выборы служить индикатором настроения избирателей перед парламентскими выборами, и проводят исторические параллели. Данные противоречивы.

Если не углубляться в историю, то итоги нынешних выборов хуже поражения правящей тогда Консервативной партии при Дж.Мэйджоре на местных выборах 1995 года - за два года до победы лейбористов. Тогда при новом лидере Т.Блэре лейбористы получили 46%, а консерваторы - 25% голосов. Два месяца спустя Дж.Мейджор подал в отставку со своего поста и провел выборы лидера партии, одержав победу, он остался премьер-министром. В 1996 году итоги местных выборов были такими же, а за ними последовала триумфальная победа Блэра на всеобщих выборах.

Более того, в 2008 году лейбористы потерпели еще большее поражение, чем на аналогичных выборах в 2004 году (завоевав всего 26% голосов): партия утратила поддержку населения после вторжения в Ирак, когда выяснилось, что правительство Тони Блэра преувеличила угрозу со стороны Ирака.

Все же зависимость итогов местных и всеобщих выборов отнюдь не прямолинейна - правящие партии имеют возможность переломить тенденцию. Так, в 1986 году консерваторы потеряли на местных выборах, но через год М.Тэтчер стала премьер-министром на третий срок. Точно также поражение лейбористов в 2004 году не помешало Т.Блэру через год выиграть всеобщие выборы в третий раз при общенациональной поддержке в 36% голосов. Однако обозреватели выражают серьезные сомнения, что подобный феномен повторится при пусть и не достигшей пика, но вышедшей из кризиса Консервативной партии.

Дело в том, что в 2004 году консерваторы были намного слабее, но получили 38% голосов на местных выборах. В мае 2008 года консерваторы с 44% показали лучший результат за последнюю четверть века (за исключением 1992 г.). К тому же рост голосов за консерваторов не ограничился их вотчинами. Сравнение с 1990-ми годами позволяет сказать, что эти результаты предрекают им победу на следующих всеобщих выборах.

Настоящая проблема заключается в том, что коалиция, которую Блэр построил в 1997 году, завоевав Шотландию и Уэльс, на севере и на юге, в больших городах и в сельской местности, развалилась. Консерваторы постепенно восстанавливают избирательную базу, хотя им еще далеко до возвращения в округа, где они побеждали в 1970-х годах*. (* На юге страны лейбористы практически не представлены: политическая карта Британии к югу от линии Бристоль-Уош закрашена в синий цвет Консервативной партии, как в 1980-х годах. В Уэльсе лейбористов сильно потеснили: Плайд Камри угрожает их гегемонии, на севере - не столько тори, сколько либерал-демократы.) В Шотландии на этот раз выборы не проводились, поэтому позиции консерваторов там остаются прежними, а без продвижения в Шотландии консерваторы не могут снова считать себя истинно общенациональной партией.

Д.Камерон заявил, что победа кандидата тори на дополнительных выборах в Крю и Нантвиче, на северо-западе Англии, знаменует собой конец новых лейбористов и начало конца "громоздкого и привыкшего командовать" правительства. Вместе с тем он признал, что добиться победы на дополнительных выборах и на всеобщих выборах - далеко не одно и то же.

Гордон Браун оценил результаты выборов как "плохие и разочаровывающие". По его мнению, британцы хотят, чтобы правительство занялось решением насущных экономических проблем. Руководство страной проверяется не тогда, когда все идет хорошо, а в непростых обстоятельствах, сказал Браун. Я думаю, что люди хотят быть уверены в том, что правительство проведет их через эту сложную экономическую ситуацию. Его заявление по времени совпало с заявлением М.Кинга, управляющего Банком Англии, о том, что "хорошее" десятилетие завершилось.

Объективные факторы и субъективные фолы

ЛЕЙБОРИСТАМ еще предстоит объяснить себе, почему результаты оказались столь плачевными. Можно поддаться соблазну и задать простой вопрос: "Кто виноват?", можно поставить вопрос шире: "В чем причины?"

Избирателей беспокоит состояние экономики, но настолько ли плохи дела? Главный политический обозреватель газеты "Файнэншл таймс" Ф.Стивенс считает, что Браун максимально использовал свои возможности для улучшения экономики страны: последние десять лет при лейбористах экономический рост составлял 3% в год, благосостояние повышалось, а британская экономика стала глобальной, учитывая огромные инвестиции в Китае, Индии и России.

Лейбористы полагают, что на положении партии сказывается состояние мировой экономики и тот удар, которые люди лично испытывают после длительного периода подъема британской экономики и низкой инфляции, которые они уже привыкли считать само собой разумеющимися.

В первом квартале 2008 года экономика выросла на 0,4%, но с осени 2007 года, когда начался мировой финансовый кризис, потребители выражают неуверенность в состоянии своих личных финансов и еще пессимистичнее оценивают состояние экономики Британии. В апреле-мае инфляция составила 3%, превысив установленный правительством показатель в 2%, из-за чего Банк Англии, по всей вероятности, вынужден будет повысить учетную ставку, что приведет к дальнейшему снижению экономического роста. По прогнозам, в ближайшие два года темпы экономического роста будут несколько ниже 2%. Безработица в 5,3% находится на социально приемлемом уровне, хотя, как ожидают, будет расти, причем терять работу будут не только "мальчики из Сити", но и "синие воротнички". Правительство попадает между Сциллой падения темпов роста и Харибдой повышения инфляции.

Как и Соединенные Штаты, Великобритания полагалась на рост потребительских расходов за счет увеличения долга граждан. Кризис ипотечного кредитования, вызвавший падение цен на жилье при росте цен на продукты питания и топливо, добавил к электоральным неудачам лейбористов самое крупное снижение потребительского спроса с последней рецессии в Британии осенью 1990 года. Настроения уныния одолевают избирателей, нежелающих покупать товары длительного пользования - стиральные машины или мебель. В результате лишь 22% респондентов считают, что лейбористы могут успешно управлять экономикой, по сравнению с 39% в пользу консерваторов.

Еще года за два до отставки Т.Блэра наиболее дальновидные обозреватели отмечали, что экономический рост в Британии не продлится достаточно долго, чтобы его хватило на премьерство Г.Брауна.

В начале июня Т.Блэр заявил в поддержку своего преемника, что все мировые лидеры переживают тяжелые времена и что Г.Браун не несет личную ответственность ни за ипотечный кризис, пришедший в Британию из США, ни за рост цен на нефть. Действительно, Британия в высокой степени вовлечена в мировую экономику, а имея развитый сектор услуг, прежде всего финансовых, зависит от "здоровья" экономики США.

Беда Г.Брауна заключается в том, что объективный фактор ухудшения состояния мировой экономики дополняется его собственными просчетами. Журнал "Экономист" полагает, что лейбористы слишком долго находились у власти и их же собственные ошибки "догнали" их. Так, в качестве канцлера Казначейства Браун ввел слабую систему банковского надзора, которая дала сбой в условиях кредитного кризиса. Его действия привели к недостатку наличных денег в бюджете, когда они больше всего нужны в условиях финансового кризиса*. (* Дефицит госбюджета может превысить 3%, за что ЕС готов наложить дисциплинарные взыскания на Британию, хотя она и не входит в еврозону.) Его стремление "осадить" Т.Блэра в реформировании здравоохранения и образования завысили ожидания населения при половинчатости результатов.

Самой крупной из ошибок, которая сказалась не только на рейтингах Г.Брауна, но, что важнее, и на имидже партии, стал отказ от 10%-й низшей ставки подоходного налога. Эту меру Г.Браун запланировал в 2007 году в проекте своего последнего бюджета в качестве министра финансов с благой целью сократить базовую ставку с 22% до 20% для основной массы населения. В результате именно при правительстве лейбористов проиграли беднейшие слои, фактически оплатив сокращение налогов для более обеспеченных.

Данная мера вступала в силу с нового финансового года - в апреле 2008-го, поэтому и буря поднялась накануне майских местных выборов. Более 70 парламентариев угрожали бунтом и отставкой в преддверии местных выборов (что отвлекало внимание Г.Брауна от его апрельского визита в США). Ирония судьбы - тогдашний канцлер Казначейства, а ныне премьер-министр не получил признания заслуг за сокращение налогов.

В середине мая правительство вынуждено было развернуться на 180 градусов. Нынешний канцлер Казначейства А.Дарлинг, вопреки мнению Г.Брауна (что породило слухи о разногласиях между Даунинг-стрит, 10 и 11), объявил о займе в 2,7 млрд. ф. ст., чтобы возместить низкооплачиваемым налоговые выплаты. Все же возможная компенсация не покроет потерь малоимущих (более 200 ф. ст. в год). Для этих категорий имеют значение каждые 2-3 фунта в неделю. Бытует даже выражение "ужин по четвергам", от которого им приходится отказываться за неимением наличности в день перед зарплатой.

Внутрипартийные разногласия обострились еще по одному поводу. В июне состоялось голосование по продлению с 28 до 42 дней срока содержания под стражей без предъявления обвинения лиц, подозреваемых в терроризме. При том что консерваторы и либерал-демократы, а также значительная часть лейбористов собирались голосовать против предложения Брауна, последний готов был проиграть, нежели отказаться от меры по укреплению национальной безопасности. По мнению "Таймс", Браун "пытается выглядеть жестким борцом с терроризмом, но ставит на кон свою репутацию из-за цифры, взятой с потолка"2. Как заявил один из лидеров бунтующих лейбористов-заднескамеечников Ф.Добсон, мы с 1215 года отвоевали право не сидеть под замком слишком долго. Это одно из положений Великой хартии вольностей, и нам надо сохранить его.

В попытке провести законопроект правительство пошло на серьезный компромисс, усилив меры парламентского контроля, прокурорского надзора и оговорив обстоятельства его применения. Премьер-министр одержал победу с незначительным перевесом (315:302). Насколько острой была ситуация, говорит хотя бы тот факт, что министр иностранных дел Д.Милибэнд прервал визит в Израиль, чтобы в кулуарах Вестминстера убеждать членов Парламента в пользе закона. Однако события обернулись на пользу лейбористам из-за того, что в обществе меру поддерживали, а в знак протеста против законопроекта теневой министр внутренних дел Д.Дэвис ушел в отставку.

Гордон Браун принимает меры

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР настаивает на том, что партия может оправиться от удара, полученного на местных выборах, однако его шансы оценивают не очень высоко. Гордон, возможно, и "слушает", но он "не слышит", пишет "Индепендент". Отказ Брауна признать проблему 10%-й ставки, запоздалые маневры А.Дарлинга в попытке исправить ситуацию и лишь под давлением заднескамеечников скомпрометировали компетентность Брауна.

У Гордона Брауна еще есть год на то, чтобы вернуть своей партии утраченные позиции. За неделю до дополнительных выборов в Крю и Нантвиче в речи, которую назвали проектом речи королевы при открытии сессии Парламента в ноябре, Браун обнародовал целый пакет мер и реформ. Среди них - помощь владельцам недвижимости, субсидирование накоплений 8 млн. малоимущих, возможная отсрочка введения акциза на горючее, обязательная профессиональная переподготовка длительно безработных или сокращение пособия.

На единство парламентской партии правительство рассчитывает, уравняв права полностью и временно занятых (занятые полный рабочий день опасаются потерять работу, которую будут выполнять временно занятые из других стран ЕС). Правительство выступало против этой меры, но готово разработать собственный законопроект. Профсоюзы хотят уверенности в том, что правительство будет на их стороне, а не на стороне предпринимателей.

В этой связи правительство меняет и иммиграционное законодательство, вводя экзамен на знание английского языка, местный иммиграционный налог, чтобы общины могли справиться с притоком населения и правительство не вызывало недовольство низкими стандартами образования и здравоохранения и бездействием в отношении притока иммигрантов.

Финансирование больниц предполагается увязать с качеством обслуживания пациентов (на основе отзывов последних). В повестку дня включены выборность руководителей местной полиции, гарантии вкладчикам в свете кризиса банка "Нозерн рок", более высокая степень подотчетности школ родительским советам, гибкий рабочий график для родителей детей не только младшего, но и старшего возраста.

Расширение прав потребителей социальных услуг, предоставляемых государством, нацелено и на колеблющихся избирателей. Среди политических реформ - реформа Палаты лордов, правил финансирования политических партий и консультации по Биллю о правах.

Попытка провести таким образом разграничительные линии с консерваторами может не сработать, так как Камерон заявил, что многое консерваторы предложили первыми. Он утверждал, что в контексте провалов правительства "пакет" не имеет ничего общего с долгосрочными интересами страны, а в первую очередь отвечает краткосрочным интересам политического выживания Брауна в попытке "спасти шкуру премьер-министра". Лидер либерал-демократов Н.Клегг заявил, что набор мер носит произвольный характер, что их "соскребли со дна законодательной бочки" в стремлении удержаться у власти и что в следующий раз Браун, очевидно, пообещает манну небесную3. Браун в свою очередь справедливо обвинил Камерона в том, что консерваторы голосовали против гибкого рабочего графика, ужесточения банковского регулирования, повышения минимальной зарплаты, налоговых льгот: "Консервативная партия настолько полна противоречий, что не способна сформулировать политику будущего страны"4. Действительно, как до прихода к власти лейбористы, усвоив уроки тэтчеризма и сдвинувшись вправо, вступили на политическое поле консерваторов, так сейчас тори пытаются атаковать лейбористов слева, учитывая общенациональный консенсус относительно приемлемости "нового лейборизма". "Сострадательность" консерватизма в вопросах социально-экономической политики стала императивом.

Внешняя политика

Британия - США

За истекший год внешнеполитический курс Великобритании сохранил преемственность и межпартийная борьба носила предсказуемый характер. При новом премьер-министре отношения с основным союзником - США - сохранили статус "особых", хотя, как и ожидалось, при Г.Брауне они утратили близость, свойственную отношениям при Т.Блэре. Второй визит Г.Брауна в США в апреле 2008 года был "смазан" одновременным пребыванием в США Папы Римского Бенедикта XVI и угрозой бунта заднескамеечников в связи с отменой 10%-й налоговой ставки.

В Бостоне, где у Г.Брауна существуют тесные связи с "новыми демократами", он произнес программную речь по внешней политике. Аналитики отмечали некоторый ее романтизм и отсутствие конкретных предложений. Браун подчеркнул необходимость глобального подхода к глобальным проблемам и отметил в этой связи потребность в лидирующей роли США. С его точки зрения, международные институты, учрежденные после Второй мировой войны, пора перестраивать, с тем чтобы они соответствовали XXI столетию. Он призвал ООН прилагать усилия к предотвращению распада государств и более активно реагировать на такое развитие событий, отметив насущность создания некоей международной структуры, состоящей из "подготовленных гражданских экспертов, готовых отправиться куда угодно и в любое время, чтобы содействовать государственному строительству". Нужно также, подчеркнул он, выработать новый подход к таким глобальным проблемам, как терроризм или экономика. К примеру, Международный валютный фонд (МВФ), вместо того чтобы фокусироваться исключительно на конкретных странах, должен отслеживать состояние всей мировой экономики. Он призвал к проведению такой глобальной экономической политики, от которой выиграют все - и богатые, и бедные.

Британский руководитель косвенным образом пытался обрисовать контуры международной политики после Буша (Браун встретился с претендентами на Белый дом): появилась возможность для принятия "исторического усилия в области сотрудничества, новая заря совместных действий Америки и Европы", учитывая приход к власти проамерикански настроенных лидеров Франции, Германии, Италии. Подтекст очевиден: эра односторонних действий США должна закончиться, как и трансатлантические разногласия при начале иракской войны.

Визит Президента США Дж.Буша-мл. в Соединенное Королевство в июне 2008 года в рамках европейского турне сопровождался протестами против войны в Ираке.

Главными темами переговоров стали Ближний Восток, стратегия в Ираке, рост мировых цен на энергоносители и продовольствие, ход торговых переговоров в рамках ВТО, а также ядерная программа Ирана. Дж.Буш, по-прежнему считая решение о вторжении в Ирак правильным, отрицал расхождения с Г.Брауном по поводу руководства операциями в Ираке: вывод войск США и Британии из Ирака должен производиться с учетом обстановки, а не по предварительно составленному графику. В настоящее время Британия держит более 4 тыс. военнослужащих в Ираке, хотя ранее объявляла о сокращении их численности до 2500 человек и даже о выводе своего контингента до конца 2008 года. По завершении переговоров Браун сказал, что для этого не существует "искусственно установленных сроков".

Ирак - болезненный вопрос для страны, и консерваторы в период правления Брауна дважды ставили в Палате общин вопрос о независимом расследовании решения о вводе войск в Ирак, хотя в марте 2003 года решение Т.Блэра не оспаривали.

Премьер-министр подтвердил намерение усилить военное присутствие Британии в Афганистане на 230 человек, доведя общую численность британского контингента до 8030 человек к следующей весне, причем, по сообщению "Таймс", США и Британия намерены активизировать усилия по поимке бен Ладена. Что касается Ирана, то Британия намерена была предложить Европе ужесточить финансовые санкции против Ирана и расширить их в нефтегазовой отрасли.

Британия - ЕС

В марте Палата общин проголосовала против вынесения на общенациональный референдум Лиссабонского договора, заменяющего собой европейскую конституцию, которую отвергли на референдумах в Нидерландах и Франции в 2005 году*. (* Лиссабонский договор предполагает создание поста президента Европейскогосовета (саммиты глав государств и правительств стран ЕС), сокращение числа членов разросшегося после принятия восточноевропейских стран до 27 человек исполнительного органа ЕС - Европейской комиссии, введение дополнительных ограничений на использование права вето отдельными странами во многих сферах общей политики, а также поста общего представителя по внешней политике. Одна из целей - облегчение управляемости ЕС после расширения его до 27 стран-членов. Договор должен быть ратифицирован во всех 27 странах ЕС к 1 января 2009 года.)

Поскольку в общественном мнении Британии "евроскептицизм" распространен широко, то референдум мог закончиться провалом. Т.Блэр обещал референдум по любому новому проекту Евроконституции, но Г.Браун полагал, что Лиссабонский договор таковым не является, а потому не требует референдума. Премьер-министр опасался, что предложение оппозиции и некоторых лейбористов-заднескамеечников провести референдум поставит под угрозу членство Британии в ЕС, от которого зависит 3,5 млн. рабочих мест и стало бы тяжелым ударом для Лейбористской партии. Вместе с тем Д.Милибэнд обосновал отказ правительства от референдума не из опасений поражения правительства, а отсутствием фундаментального изменения баланса власти между государством и ЕС. Лиссабонский договор прошел через Палату общин и Палату лордов, был утвержден Елизаветой II. Однако Верховный суд предложил Брауну отложить завершение процесса ратификации* (* Пока документы не направлены стране-депозитарию, процесс не завершен. ) до решения суда по иску магната и крупного спонсора Консервативной партии С.Уилера о незаконности отмены референдума, обещанного Т.Блэром. Суд иск отклонил.

Для ратификации Лиссабонского договора референдум требовался только в Ирландии, и она его провалила. Лидеры "старой Европы", в том числе Британии, призывают продолжать ратификацию Лиссабонского договора в тех странах, где ее еще не провели, чтобы не вызвать кризис в ЕС**.(** Однако вступить в силу Лиссабонский договор может лишь только при условии ратификации его всеми странами-членами. Обстоятельства породили различные планы введения договора в действие на территории остальных государств ЕС в обход Ирландии. )

Британия - Россия

Британия и Россия стремятся преодолеть серьезный кризис в отношениях, связанный с делом Литвиненко и Британским советом. Премьер-министр Г.Браун направил поздравление новому Президенту Д.Медведеву, который свое первое интервью по вступлении в должность дал британской "Файнэншл таймс" (даже вызвав некоторое разочарование российской прессы). Президент Д.Медведев выразил готовность восстановить "полный спектр" отношений двух стран, а в апреле-мае 2008 года состоялся обмен визитами заместителя министра иностранных дел Британии сэра П.Рикеттса и министра иностранных дел России С.Лаврова.

Браун как зеркало Лейбористской партии

С ПРИХОДА БРАУНА К ВЛАСТИ прошел всего год, и немногие парламентарии заигрывают с идеей смены лидера. Во-первых, потому, что новое поколение министров кабинета - Д.Милибэнд, Дж.Пернелл (министр труда и пенсий), Э.Боллс (министр по делам школ, семьи и детей) - надежда партии - обязано ему своей карьерой. Во-вторых, смена лидера станет свидетельством раскола партии и неуверенности ее в победе на следующих парламентских выборах. В-третьих, при всей профессиональной компетентности никто из потенциальных претендентов не обладает в полной мере качествами политического лидера. Пожалуй, ни одного из них не поддерживает значительное число последователей в партии.

Блэриты старшего поколения - бывшие министры С.Байерс, Дж.Рид, Ч.Кларк, А.Милберн - считаются людьми вчерашнего. Единственная реальная надежда лейбористов, что Браун останется, а экономический спад не будет столь сильным, как предвещают.

Тем не менее левые (объявляющие новый лейборизм с его "погоней" за голосами среднего класса "мертвым") и блэриты (требующие более последовательных рыночных реформ системы здравоохранения и образования), которых Г.Браун обещал примирить, объединяются в вопросе направления его руководства и формирования антибрауновского альянса. Даже умеренные парламентарии-лейбористы говорят о том, что для Г.Брауна наступил "момент Джона Мейджора". Они в отчаянии от ошибок Брауна, в особенности от 10%-й ставки, считают его балластом на выборах, а это сильно беспокоит депутатов, которые могут потерять свои места в Парламенте. Поскольку открытый вызов премьер-министру вряд ли кто бросит, его стремятся оттеснить с поста психологическим давлением критики с обоих крыльев партии.

Лояльную к нему Х.Харман, заместителя лидера партии, министры в частном порядке просили подумать о том, чтобы сказать Брауну, что если дела не поправятся, то "игра окончена". В середине мая Э.Боллс вскрыл внутрипартийные распри. Он обвинил Ф.Филда (бывшего министра социального обеспечения и лидера парламентариев-"бунтовщиков" по вопросу 10%-й налоговой ставки) в стремлении сместить Г.Брауна после заявления Филда о том, что Браун представляет для правительства "мегапроблему" и не сможет сохранить за собой пост премьер-министра до окончания срока правления. При том что никто в партии не хочет инициировать выборы лидера, следующий кризис - будь то скандал с финансированием, новый разворот правительства на 180 градусов или добровольная отставка министра - может запустить процесс.

Многие лейбористы считают, что партия под руководством Г.Брауна достигла дна и теперь может разобраться в причинах поражения, чтобы отвоевать позиции. Отчасти проблема состоит в том, что Г.Браун - не Т.Блэр. По мнению "Таймс", недостатки психологического характера у лидера партии - это и недостатки его партии. Рой Дженкинс как-то заметил, что Блэр обладает второразрядным интеллектом, но перворазрядным темпераментом, а в премьер-министрах, добавил он, характер значит больше, чем интеллект*. (* За год до переезда на Даунинг-стрит, 10 высокопоставленный государственный служащий, плотно работавший с Брауном, заметил, что Брауну не понравится быть премьер-министром: "Это все, что он ненавидит: быстро принимать решения, выступать по телевидению днем, льстить иностранцам". )

Проблема все же заключается в том, что она не только в Г.Брауне: его ошибки - это и ошибки Лейбористской партии. Как и Браун, партия не может решить, какой она хочет быть - старой или новой, либеральной или авторитарной, этатистской или индивидуалистичной. Она выступает за модернизацию, но, припертая к стене, обращается к риторике классовой борьбы.

Главное - поскольку не было борьбы за пост лидера, то не было и политической дискуссии относительно приоритетов, стратегии и тактики, целей и задач партии. Внутрипартийный кризис набирает силу, потому что он касается не только темперамента Г.Брауна, но и платформы самой Лейбористской партии.

Безусловно, следует избегать упрощенных исторических параллелей. Однако многие лейбористы верят, что 1992 год, когда консерваторы выиграли выборы, может служить маяком: непопулярное правительство возрождается, как Феникс из пепла. Есть и более отстраненный взгляд: партии нужен период в оппозиции, чтобы разобраться в собственном доме и переосмыслить свои ценности. Обозреватели иронизируют: у них было 18 лет в оппозиции, чтобы разобраться в самих себе, да и в чем проблема, если партия находится в положении, позволяющем что-то сделать?

"Я буду в ближайшие месяцы и годы стремиться создать крупнейшую коалицию в поддержку перемен в стране с тем, чтобы мы действительно смогли отстранить от власти нынешнее правительство и открыть перед Британией более привлекательные перспективы", - сказал Дэвид Камерон.

После М.Тэтчер в Консервативной партии сменилось четыре непопулярных в стране лидера - тори, не усвоив урок лейбористов при слишком левом М.Футе, предпочитали политических деятелей с более правыми, чем у основной массы электората, идейными установками. В декабре 2005 года лидером консерваторов был избран более близкий к политическому центру молодой и обаятельный Д.Камерон (родился в 1966 г.), который способен стать фигурой общенационального масштаба и пользуется в стране большей популярностью, чем Г.Браун.

Сошел с повестки дня и основной вопрос, длительное время раскалывавший партию, - присоединение к еврозоне. Лейбористы перестали его поднимать, и в Консервативной партии восстановилось относительное единство.

Девиз тори при Д.Камероне - "Голосуй за синий, становись зеленым". Если Тэтчер трансформировала экономику, то следующей задачей Камерон ставит "трансформацию общества": борьбу с антисоциальным поведением не силами государства, а укрепляя семью, предотвращая преступность с помощью добровольных организаций и самих членов общества. Лидер консерваторов начал кампанию "Напрямую с Камероном", проводя встречи с жителями небольших населенных пунктов непосредственно, а не через СМИ. Конечно, консерваторы еще не предложили Британии программу, столь же захватывающую воображение, как в свое время "третий путь" новых лейбористов. Однако как лейбористы получали преимущество за счет кризиса Консервативной партии, так сейчас тори его перехватывают у Лейбористской партии, которая имеет непопулярного лидера, ослаблена фракционной борьбой и переживает дефицит больших идей. Возможно, причина - сама длительность пребывания одной партии у власти. Вероятно, ни одна партия теперь не может пребывать у власти более двух сроков подряд, не вызывая психологическую усталость избирателей, не впадая в декаданс и не "становясь козлом отпущения при любом даже преходящем недовольстве"5. В политическом отношении Британия расколота, и эра длительного доминирования одной партии, возможно, закончилась. Не только политические партии, но и избиратели учатся.

Несмотря на прочные позиции лейбористов, сам Блэр в 2002-2003 гг. не раз оказывался под огнем самой жесткой критики – прежде всего в связи с проамериканским внешнеполитическим курсом и крайне непопулярной войной в Ираке. Более 60 депутатов правящей партии подписали обращение к премьер-министру, в котором выразили серьезную озабоченность американскими планами нанесения военного удара по Ираку и возможным участием в нем Великобритании. Жесткое сопротивление проамериканской политике Блэра оказали рядовые члены Лейбористской партии на ежегодном съезде в Брайтоне в сентябре 2002 г. Работа съезда сопровождалась многотысячными демонстрациями протеста против военной авантюры в Ираке, а сама партия оказалась на грани раскола. Руководство партии осталось при своем мнении, но глава министерства иностранных дел Робин Кук сдержал слово и ушел в отставку вскоре после начала военной операции, а после ее завершения опубликовал книгу, в которой убедительно доказал, что премьер-министр Т. Блэр знал, что у Ирака нет оружия массового поражения, готового к применению в течение 45 минут. Его примеру последовали некоторые другие члены правительства, что чуть было не привело к острому правительственному кризису в Великобритании. А незадолго до этого в Оксфордшире было обнаружено тело эксперта министерства обороны в области бактериологического оружия доктора Дэвида Келли, который обвинил правительство в раздувании масштабов угрозы со стороны Ирака с целью предлога для военного вторжения. В результате утечки конфиденциальной информации в стране разразился громкий скандал, и отчаявшийся ученый покончил с собой, не выдержав тяжести обвинений и упреков со стороны правящих кругов. Палата общин британского парламента немедленно создала комиссию лорда Хаттона по расследованию обстоятельств гибели известного ученого-микробиолога, премьер-министр вынужден был давать показания в суде, а оппозиция его правительству получила в руки дополнительные аргументы в пользу отставки правительства лейбористов.

В этих непростых условиях в октябре 2003 г. в Борнмуте состоялась очередная конференция правящей Лейбористской партии, на которой значительная часть делегатов выступила против некоторых аспектов внутренней и внешней политики кабинета и даже потребовала отставки лидера. Т. Блэр еще раз подтвердил свою преданность союзу с США и выразил уверенность в том, что насильственное свержение режима Саддама Хусейна в Ираке пошло на пользу всему мировому сообществу. «Я могу идти лишь одним путем, – сообщил он делегатам съезда. – У меня нет задней скорости». Большинство делегатов съезда поддержали политику правящего кабинета, чему в немалой степени способствовали несомненные успехи Великобритании последних лет в области национальной экономики и социальных отношений. Впервые в истории у британских лейбористов появился реальный шанс править страной полные два срока и завершить намеченную программу реформ. Однако Блэр рискнул провести внеочередные выборы, для того чтобы еще больше закрепить свой успех.

Выборы состоялись в мае 2005 г. Победа лейбористов оказалась не так эффектна (они получили лишь 37% голосов против 33% у консерваторов и 22% у либеральных демократов), но благодаря мажоритарной системе получили достаточное большинство в парламенте. Программа законодательной деятельности, объявленная после выборов, включила уже достаточно хорошо известные приоритеты – продолжение реформы Палаты лордов и избирательного права, реформу вооруженных сил в контексте общеевропейской, принятие биллей о борьбе с терроризмом и с преступностью, социальной защите и об изменениях в системе пенсионного обеспечения. Было запланировано даже обсуждение билля о создании специального государственного ведомства «по борьбе за право Великобритании принимать у себя Олимпийские игры 2012 года». Но за всеми этими планами стояло стремление правительства вообще избежать какой-либо корректировки своего курса. Оппозиционные партии ничего не могли противопоставить основному аргументу лейбористов – экономической стабильности. В такой ситуации единственным «вызовом» для Блэра оставалась внешнеполитическая ситуация. Объективно говоря, Блэр проявил себя если не талантливым, то весьма эффективным дипломатом. Он очень искусно выстроил стратегию своей страны в условиях непростых дискуссий о расширении ЕС и разработке европейского конституционного договора (получив политические дивиденды и период разработки проекта, и после его провала). При Блэре впервые за долгое время очень оживились отношения с Россией, которая после 2000 г. существенно укрепила свои позиции на мировой арене. И кончено самые прочные отношения связывали Лондон с американскими союзниками. После террористической акции 11 сентября 2001 г. Блэр сразу же заявил, что Великобритания окажет Вашингтону любую поддержку в борьбе против международного терроризма и не отказался от своих обещаний, когда началась военная операция в Афганистане, а затем и в Иране. Но именно это и стало причиной резкого падения его популярности. Первоначально британское общество вполне поддерживало курс на союзнические отношения с США Но принципиально новая ситуация сложилась в 2005 г. после того, как 7 июля в Лондоне состоялся кровавый теракт. Ответственность за него взяли боевики из исламистской организации «Аль-Каида». Политический резонанс этого события оказался огромным. Первый взрыв в лондонском метро произошел примерно за час до открытия саммита «большой восьмерки», который проходил в Великобритании, и на другой день после объявления Лондона столицей Олимпиады-2012. А 21 июля, несмотря на резкое усиление мер безопасности, в Лондоне была совершена еще одна попытка проведения терактов.

Необходимо отметить, что Великобритания до последнего времени считалась страной, где по отношению к исламистским организациям проявлялась едва ли не наибольшая толерантность. Активное участие Великобритании в «антитеррористической коалиции» не меняло эту традицию. Теперь же правительству Блэра предстояло пересмотреть многие принципы не только внешней, но и внутренней политики, в том числе предпринять меры по ужесточению уголовно-процессуального и иммиграционного законодательства, депортации представителей исламистских организаций, ограничению свободы слова в прессе и телевизионном эфире. Первые шаги в этом направлении были сделаны уже летом 2005 г. Однако в целом попытки Блэра ввести жесткое антитеррористическое законодательство потерпела неудачу, когда против них выступили даже некоторые парламентарии-лейбористы.

Политический кризис середины 2000-х гг. и возвращение консерваторов к власти. В ноябре 2005 года в парламентской фракции лейбористов развернулось движение за импичмент Блэра: основанием служили действия премьер-министра перед войной в Ираке, когда, по мнению критиков, он сознательно ввел парламент в заблуждение. Старый соратник и главный конкурент премьер-министра – Гордон Браун – по-прежнему заявлял о своей лояльности Блэру. Тем не менее, некоторые сторонники Брауна отказывались безоговорочно поддерживать Блэра и требовали, чтобы он дал преемнику достаточно времени для подготовки к следующим выборам. В феврале 2006 г. Блэр потерпел довольно курьезную неудачу в парламенте: предложенный им законопроект о признании разжигания расовой ненависти уголовным преступлением был отклонен большинством в один голос. При этом незадолго до голосования сам премьер покинул заседание, ожидая, что число голосов «против» будет ощутимо больше.

В 2006 г. тема Ирака по-прежнему оставалась одной из наиболее острых в политической жизни Великобритании. В феврале произошел скандал: были опубликованы видеозаписи, запечатлевшие британских солдат, предположительно занимающихся избиением молодых иракцев. В марте 2006 г. активисты антивоенного движения критиковали Блэра за его заявление о том, что решение о начале войны с Ираком будет окончательно оценено только Богом. Выступая в ходе телепередачи канала ITV1, премьер-министр заявил: «Если вы верите в Бога, судить должен Бог». «Единственный возможный способ принять решение такого рода – постараться действовать в соответствии со своей совестью». Блэр упорно выступал в защиту своей иракской политики и подчеркивал важность партнерства с США. В конце марта 2006 г. в выступлении перед австралийским парламентом Блэр объявил, что в Ираке и Афганистане идет решительная борьба за ценности, которым привержен Запад, и поэтому участие Запада в ней необходимо. По словам Блэра, все реакционные силы в мусульманском мире противостоят целям западных демократий, понимая, что победа Запада станет сильнейшим ударом по их идеологии.

В 2006 г. требования отставки Блэра стали звучать все громче в связи с целой чередой скандалов. В марте выяснилось, что некоторые состоятельные предприниматели, предоставившие крупные секретные займы Лейбористской партии, получили места в Палате лордов, рыцарские звания или другие титулы – этот скандал получил название «займы за пэрство», или «деньги за почетные звания». Еще один скандал был связан с именем министра внутренних дела Чарльза Кларка. Как выяснилось в ходе расследования, проведенного парламентским комитетом, в период с 1999 по март 2006 г. на свободу были отпущены более тысячи заключенных-иностранцев, в том числе виновных в тяжких преступлениях. Это произошло в результате ошибок Министерства внутренних дел, тогда как по закону преступники должны были быть депортированы из страны. Кроме того, вице-премьер Джон Прескотт был уличен в супружеской измене – у него была связь с одной из сотрудниц, а муж министра культуры Тессы Джоуэлл, адвокат Дэвид Миллз, был обвинен в получении взятки от премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Самого Блэра обвиняли в использовании королевского самолета для поездок в отпуск с семьей.

4 мая 2006 г. лейбористы потерпели поражение на выборах в местные органы власти, набрав всего 26% голосов. Результаты социологических опросов свидетельствовали, что 50% британцев выступают за отставку премьер-министра, при чем 36% желали бы его увольнения немедленно. Лишь 26% жителей Великобритании были удовлетворены работой премьер-министра. Результаты опросов свидетельствовали, что на всеобщих выборах Блэра поддержали бы 30 процентов избирателей, а лидера консерваторов Дэвида Кэмерона – 3%. В случае противостояния Кэмерона с Брауном преимущество тоже было бы на стороне консерваторов: 41% против 31.

За оглашением результатов выборов со стороны лейбористов последовали новые требования отставки Блэра. Положение дел в Лейбористской партии называли «гражданской войной». Сторонники Брауна настаивали, чтобы Блэр уступил место министру финансов, хотя сам Браун по-прежнему избегал конфронтации. Тем не менее, как сообщила газета The Independent, в одном из интервью Браун все же продемонстрировал нетерпение, говоря о необходимости «обновления» партии и употребив слово «обновление» 25 раз в течение 20 минут. По словам Брауна, поражение на местных выборах стало для правительства «предупредительным выстрелом».

Под растущим давлением в середине мая 2006 г. Блэр сообщил членам своего кабинета, что намерен уйти в отставку летом 2007 г. и объявил о своей поддержке кандидатуры Брауна как нового главы правительства. 24 июня 2007 г. в Лейбористской партии прошли внутренние выборы, на которых Гордон Браун одержал победу – он был единственным кандидатом на пост лидера лейбористов. 27 июня Блэр официально ушел с поста премьера, уступив его Брауну, десять лет проработавшему в правительстве Блэра канцлером Казначейства (министром финансов). Брауну на тот момент было 56 лет. Мировоззрение Брауна основывалось на идеях рабочего социализма с последующим дрейфом в направлении нового «идеала» в лице экс-главы американского Центробанка Алана Гринспена. Определение его личных качеств носит еще более противоречивый характер: «мрачный интриган, сеющий распри», «деликатный, щедрый, с великолепным чувством юмора», «политик надежный, но обидчивый и злопамятный». Но в плане интеллекта и серьезности Браун явно перевешивал Блэра. За упрямство и несгибаемую волю получил кличку «железный канцлер» и даже одно специфическое внутрипартийное прозвище – «Сталин». Любопытно, что долгие годы Браун оставался холостяком, терпеливо снося сплетни о своей нетрадиционной ориентации, и лишь в 2000 г. женился на Саре Макаулей, 37-летней руководительнице пиаровского агентства. В последний период правления Блэра влияние Брауна на формирование правительственного курса было чрезвычайно значительным. Многим аналитики тогда утверждали, что внутренняя политика Великобритании в основе своей уже «брауновская». Но при этом Браун не имел почти никакого отношения к непопулярной внешней политике своего предшественника.

Первые 100 дней премьерства Брауна ознаменовались целым рядом более прагматичных инициатив, которые британцы восприняли очень позитивно. Среди них – строительство нового дешевого и экологичного жилья в британской провинции и на бывших военных полигонах, новый комплекс конституционных мер для обеспечения прозрачности и ответственности властей перед народом, предложения по реформированию международных институтов. Но первым тревожным звонком стал кризис ипотечного банка Northern Rock. Это банк из Ньюкасла оказался жертвой расползавшегося по миру кризиса ипотечного кредитного рынка США. Банк Англии был вынужден пойти на беспрецедентные финансовые вливания в размере 25 миллиардов фунтов стерлингов, которые в итоге так и не смогли удержать Northern Rock на плаву, и в феврале 2008 г. он был национализирован. В начале лета 2008 г. инфляция в стране достигла рекордного с 1997 г. показателя в 3,3%. Впервые с 1970-х британцы бросились в банковские отделения снимать свои сбережения в страхе, что глобальные финансовые проблемы приведут к потере накоплений. Во своих многочисленных выступлениях Браун сетовал на то, что экономика страны испытывает на себе последствия мирового кризиса. Однако эксперты указывают на то, что часть проблем в экономике вызвали и собственные действия британского правительства, включая меры, принятые Брауном в его бытность главой Казначейства.

Пытаясь исправить ситуацию, Браун решился на реформу взимания подоходного налога, которая вступила в силу с апреля 2008 г. Основная ставка налога была снижена с 22% до 20%, но одновременно была отменена минимальная ставка в 10%. В условиях всеобщего подорожания жизни это стало дополнительным ударом по наиболее уязвимым социальным слоям – молодежи, малообеспеченным британцам, пожилым людям и государственным служащим. Сам Браун подвергся в этой ситуации двойной критике – и за то, что заложил в бюджет «мину замедленного действия», и за неумелые попытки компенсации потерь от отмены 10-процентной налоговой ставки.

В итоге первый год Брауна в экономическом смысле оказался катастрофой. Лейбористы утратили весь политический капитал, завоеванный за десять лет. Кризис ликвидности привел к тому, что банки ужесточили правила ипотечного и потребительского кредитования, в то время как ставки по кредитам резко выросли. Результатом стало продолжающееся уже полгода снижение цен на недвижимость. Инфляция тем временем выросла до самого высокого уровня за семнадцать лет. Банк Англии оказался перед дилеммой: повысить ставки и еще замедлить экономический рост (и увеличить число банкротств и конфискаций домов) или же понизить ставки и еще больше разогнать инфляцию. Ко всему прочему, в июне 2008 г. Британию раскритиковала Европейская комиссия за резкий рост дефицита бюджета, вызванный увеличением госрасходов.

На протяжении 2008-2009 гг. и оппозиция, и соратники по Лейбористской партии активно критиковали Брауна за отсутствие определенной линии в антикризисной политике. Многие ожидали, что Браун в этих условиях назначит досрочные парламентские выборы с тем, чтобы подтвердить полученный им премьерский мандат, а также обеспечить лейбористам еще пять лет пребывания у власти. Однако Браун решил выборы не назначать – в 2008 г. за правящую партию готовы были голосовать лишь 23-25 % избирателей – рекордно низкие показатели для британской послевоенной политики. Тем не менее, ухудшение экономической ситуации и привлекательные инициативы консерваторов начали понемногу «отщипывать» проценты у рейтинга лейбористов. В мае 2008 г. лейбористы проиграли выборы в местные органы власти, включая выборы мэра Лондона, а также уступили консерваторам депутатский мандат в одном из так называемых «надежных округов», издавна голосовавшем за Лейбористскую партию. Радикально изменился и личный рейтинг Брауна – если в 2007 г. его позитивно оценивали 65% британцев, а негативно – 17%, то уже год спустя «хорошо думали» о Брауне лишь 16 % опрошенных, в то время как 78% отзывались о нем неблаговидно. В этих условиях уже внутри правительства и лейбористской фракции в парламенте стали раздаваться все более явственные призывы к тому, чтобы рассмотреть вопрос о целесообразности нахождения Брауна во главе партии и правительства.

Более выигрышной для правительства Брауна оказалась сфере внешней политики, хотя сам премьер был практически неискушенным в этом вопросе. С самого начала своего премьерства, несмотря на ожидания многих британцев, Гордон Браун четко и недвусмысленно подчеркнул, что Вашингтон остается самым важным двусторонним партнером для внешней политики Лондона. У Гордона Брауна установились хорошие отношения с президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель. Лондон сумел «выторговать» себе немало преференций и компромиссов при обсуждении Лиссабонским договором о реформах Евросоюза. Важным успехом Брауна стало проведение саммита «большой двадцатки» в Лондоне в апреле 2009 г. G20 решили совместно бороться с кризисом, дополнительно выделить на эти цели 1,1 трлн долларов и повысить роль международных организаций, включая МВФ. Впрочем, несмотря на громкие заявления, лишь время покажет, насколько эффективными окажутся эти меры. Так, регулирование мировой финансовой системы будет зависеть от изменений в США и Британии, в которых находятся два ведущих финансовых центра мира – Нью-Йорк и Лондон. В обеих странах было заявлено о грядущем ужесточении регулятивных норм для финансового сектора, однако детали пока не были объявлены.

Несмотря на определенные внешнеполитические успехи правительство Брауна продолжило «свободное падение». Летом 2009 г. буквально в течение четырех дней о своей отставке объявили сразу шесть министров кабинета. Отставки стали результатом политического скандала, связанного с расходами парламентариев (в Британии все члены правительства избираются из членов парламента), разыгравшегося в стране в мае. Некоторые из парламентариев использовали систему компенсаций, чтобы приобрести себе предметы роскоши. Несколько парламентариев уклонились от уплаты налогов, получали компенсации за уже выплаченные ипотечные кредиты. Политический скандал оказался очень некстати. Правящая партия лейбористов потерпела поражение на местных выборах, придя к финишу третьей после консерваторов (которые добились триумфальной победы) и либерал-демократов. Лидер оппозиционных консерваторов Дэвид Кэмерон заявил, что кабинет Брауна «разваливается на части», что мешает правительству нормально работать в условиях кризиса. Он призвал Брауна объявить парламентские выборы, чтобы страна получила работающее правительство.

Кэмерон был избран лидером партии в 2005 г. после ухода в отставку Майкла Говарда. В Палате общин Кэмерон голосовал за расследование обстоятельств начала войны в Ираке, резко против запрета на охоту, за предоставление равных прав представителям сексуальных меньшинств, против предложенных лейбористами антитеррористических законов, против исключения наследственных пэров из Палаты лордов, за полностью избираемую Палату лордов, против запрета на курение. Кэмерон голосовал также против введения идентификационных карт граждан Великобритании и называл себя евроскептиком. Сильным козырем Кэмерон был его опыт в вопросах экономической политики. К тому же он обладал имиджем молодого, амбициозного лидера и был хорошим оратором. Частая критика в адрес «излишней религиозности» Кэмерона в известных условиях могла легко перерасти в еще один политический бонус, а его аристократизм и элитарность дополнялись мелкими, но броскими «демократическими штрихами» (например, его горячая привязанность к велосипедным поездкам). Противостоять такому противнику лейбористам было очень сложно. Все, что сумел Браун – сохранить власть до срока очередных выборов, состоявшихся в мае 2010 г.

Предвыборная программа Консервативной партии включила в себя обещания поддержки курса фунта стерлингов, активной поддержки бизнеса, реформирования банковской системы, снижения безработицы, реформирования системы образования и Национальной системы здравоохранения, а также развития «зеленой экономики» и высокотехнологичной отрасли с целью сделать Великобританию ведущим экспортером высокотехнологичной продукции в Европе. Также консерваторы обещали активно бороться с преступностью, реформировать систему местного самоуправления, лимитировать приток иммигрантов в страну, усилить позиции Великобритании на мировой арене и активно отстаивать национальные интересы. Предвыборная программа Лейбористской партии содержала обещания поддержки восстановления экономики и поощрения высокотехнологичного сектора экономики, общественного контроля деятельности банков, создания высокоскоростных железных дорог, реформирования системы поддержки безработных с целью недопущения жизни на пособия после 6 месяцев нахождения без работы, увеличения финансирования системы образования, улучшения работы Национальной системы здравоохранения, снижения преступности, поддержку спорта и культуры в связи с проведением летних Олимпийских игр-2012, ограничения вредных выбросов в атмосферу, проведения референдума по реформированию британского парламента (в частности, Палаты лордов), перевооружения армии и активной внешней политики. Предвыборная программа Либеральных демократов была ориентирована на широкое снижение налогов (в том числе отмену подоходного налога для первых заработанных 10 000 фунтов), перераспределение бюджетных расходов и целый ряд других мер, направленных на стабилизацию экономики, увеличение экономического роста и рост благосостояния британцев. Кроме того, Либеральные демократы предлагали интенсивное развитие высоких технологий и «зеленой экономики» в целом, контроль за иммиграцией, развитие общественного транспорта (прежде всего, экологически чистого) и объединение усилий мирового сообщества по борьбе с изменением климата. Таким образом, нет оснований говорить о существенном отличии предвыборных платформ. Все они носили вполне технократический характер, а итоги выборов определялись скорее их политическом фоном. В итоге за консерваторов проголосовали 36,1% избирателей, за лейбористов 29%, за либеральных демократов – 23%. С учетом одномандатной избирательной системы 306 депутатских мандатов получила Консервативная партия, 258 – Лейбористская партия, 57 – Либеральные демократы. 28 мест получили остальные партии (в частности впервые вошла в состав парламента Зеленая партия Англии и Уэльса). Так что ни одна из партий не получила большинство в Палате общин и возможность сформировать однопартийное правительство. Возникла ситуация «подвешенного парламента», и 7 мая 2010 г. Браун даже заявил, что не намерен уходить в отставку, а затем выдвинул идею собственной отставки как основания для создания коалиции с либеральными демократами. Однако те предпочли коалицию с консерваторами. И 11 мая 2010 г. Дэвид Кэмерон был назначен королевой Елизаветой II 75-м премьер-министром Великобритании. 12 мая 2010 г. впервые в послевоенной истории было сформировано коалиционное правительство – лидер Либеральных демократов Ник Клегг занял пост заместителя премьер-министра.

Возглавив правительство, Кэмерон начал продвигать концепцию передачи административных полномочий от правительственного центра к общинам, то есть на «местный уровень». В июле 2010 г. он объявил о создании подобного самоуправления в нескольких населенных пунктах. Эта идея Кэмерона вызвала критику лейбористов, которые высказали сомнения в возможности организации финансирования подобных проектов. В феврале 2011 г. большой резонанс вызвало заявление Кэмерона, сделанное им на конференции по безопасности в Мюнхене: премьер-министр раскритиковал государственную политику невмешательства в функционирование разных культур на территории Великобритании и выступил за формирование национальной идентичности, которая могла бы предотвратить радикализацию молодежи (в первую очередь, мусульманской) в стране. Это заявление стало одним из целой серии выступлений европейских лидеров, провозгласивших крах мультикультурализма в Европе. Но оно внесло определенную напряженность в межпартийные отношения консерваторов и либеральных демократов. Негативно сказался по коалиционной солидарности результат референдума о реформе избирательной системы, прошедшего в мае 2011 г. Этот референдум был уступкой, на которую пошла Консервативная партия ради заключения коалиционного соглашения. На него было вынесено предложение отказаться от мажоритарной системы, когда в каждом округе побеждал кандидат, набравший простое большинство голосов, и перейти к системе «альтернативного голосования» (AV), когда избиратели расставляют кандидатов в порядке предпочтения, что учитывается при подсчете голосов, и победителем становится кандидат, набравший в совокупности не менее 50% голосов в округе. По мнению консерваторов такой шаг причинил бы ущерб традиционному духе британской политической жизни. Так что лидеры консерваторов Дэвид Кэмерон и либерал-демократов Ник Клегг, несмотря на совместную работу в правительстве, на референдуме возглавляли противоположные кампании. При этом в лагере сторонников перехода к AV оказались ведущие оппозиционные политики из Лейбористской партии, в том числе ее лидер Эд Милибэнд, а также лидер Зеленой партии Кэролайн Лукас. Консерваторам удалось одержать победу в этом сложном противостоянии и значительно упрочить свои позиции в правящей коалиции (на референдуме проголосовали около 19 миллионов жителей страны, 68% которых отвергли реформу). К тому же либерал-демократы потеряли значительное количество мест на выборах в муниципальные органы власти в Англии, а также в парламенты Шотландии и Уэльса.

Укрепление политических позиций спех консерваторов оказалось под угрозой уже вскоре – в августе 2011 г. в Лондоне и некоторых других британских городах прошли крупнейшие беспорядки, сопровождавшиеся погромами, поджогами, разграблением магазинов и столкновениями с полицией. Британские власти объявили о политике «нулевой терпимости» к участникам уличных беспорядков. 10 августа Кэмерон заявил о необходимости применения водяных пушек для разгона толпы и арестов участников беспорядков, а впоследствии поддержал идею их выселения вместе с семьями из социального жилья. 15 августа Кэмерон выступил с речью, в которой он констатировал моральный упадок многих британцев, проявляющийся в безответственности и эгоизме, и связал его с «моральной нейтральностью» – нежеланием общества в явном виде определять нравственные нормы. Говоря о причинах бесчинств, которые в основном устраивает молодежь из малоимущих семей, премьер высказал мнение, что они кроются в неблагополучной социальной политике. «Мы должны иметь такую систему социального обеспечения, которая не будет поощрять лень и праздность», – заявил он.

Родившийся в 1951 году в Глазго и получивший образование в Эдинбурге, где успел затем поработать университетским преподавателем и журналистом, Браун был избран в парламент в 1983 году - в один год с будущим лидером лейбористов и премьер-министром Тони Блэром.

В 1994 году Брауна называли в числе самых вероятных кандидатов на пост лидера Лейбористской партии, однако он не стал выдвигать свою кандидатуру. Существует популярная история о том, что два влиятельных "Б" тогда встретились в ресторане Granita в лондонском районе Ислингтон, где заключили знаменитую сделку - Браун не будет переходить дорогу Блэру в его стремлении стать лидером лейбористов в обмен на высокий пост канцлера в "теневом", а затем и в полноценном кабинете министров.

Уже на закате своего премьерства Браун подтвердил в телеинтервью, что в 1990-е годы действительно заключил сделку с Блэром о лидерстве в партии, однако опроверг расхожий миф о сделке в Granita.

В кругу семьи и коллег

Женился Браун довольно поздно даже по британским меркам - в 49 лет. Его избранницей стала PR-специалист Сара Маколей. В рождественские дни 2001 года у Браунов родилась дочь Дженифер Джейн. Однако малышка прожила всего десять дней, и ее смерть стала очень тяжелым ударом для родителей. Второй ребенок Браунов - сын Джон - появился на свет в октябре 2003 года, а летом 2006 года Сара родила еще одного сына - Джеймса Фрейзера. Но через несколько месяцев ему был поставлен страшный диагноз - кистозный фиброз поджелудочной железы.

Семья и происхождение всегда играли важную роль в жизни и карьере Брауна. Своего отца - шотландского священника - политик упоминал почти в каждой своей программной речи. Будучи шотландцем по национальности, Браун постоянно уделял внимание теме общебританской идентичности, однако ему так и не удалось добиться введения национального дня Британии.

В кругу своих соратников и коллег Браун прослыл достаточно жестким и бескомпромиссным человеком. Даже однопартийцы нередко награждали его нелестными эпитетами - "одержимый стремлением к контролю над всем", "абсолютно антиколлективная личность", "по-сталински безжалостный".

Словно на контрасте с улыбчивым и располагающим к себе Блэром, который превратил политику в шоу-бизнес, суровый лицом и духом Браун пришел к власти с намерением по максимуму сократить "шоу" и сосредоточиться на "бизнесе".

Несмотря на всплеск электоральной популярности, Браун, придя к власти, после долгих раздумий отказался от проведения досрочных парламентских выборов осенью 2007 года и так и остался премьер-министром, ни разу не выигравшим выборы.

Более того, однопартийцы Брауна несколько раз предпринимали попытки оспорить его лидерство в партии, однако каждый раз эти усилия оказывались бесплодными, и лидеру лейбористов удавалось удержать за собой верховенство в партии, хотя ее единство и электоральная поддержка продолжали страдать.

Достижения Брауна

Менее чем три года пребывания Брауна во главе британского правительства ознаменовались целым рядом громких событий, главными из которых стали вывод британских войск из Ирака и борьба с мировым финансовым кризисом.

Вывод многотысячного британского контингента из Ирака и передача контроля над безопасностью на юге страны иракским властям завершились в июне 2009 года. Сразу же после этого началось санкционированное Брауном расследование британского участия в иракской кампании под руководством сэра Джона Чилкота. Свои показания перед комитетом Чилкота дали Блэр, Браун, другие британские политики и госслужащие. Расследование должно подвести итоги своей работы в 2011 году.

На время правления Брауна пришлось начало и пик финансового кризиса. Его первым звонком стал кризис ликвидности в ипотечном банке Northern Rock в 2007 году, в результате чего государство впервые за 150 лет было вынуждено прибегнуть к национализации британского банка.

Впоследствии Браун предложил подхваченную затем другими странами схему вхождения государства в капитал терпящих финансовые проблемы банков. Великобритания, занимавшая в 2009 году пост председателя "большой двадцатки", во многом заложила основы межгосударственного взаимодействия в борьбе с кризисом. Браун председательствовал на Лондонском саммите G20 в апреле 2009 года, где были выработаны основные решения по ликвидации последствий кризиса и восстановления роста.

Браун эффективно продолжил посреднические усилия в североирландском урегулировании. При его участии был достигнут компромисс между правящими силами Ольстера по созданию местной полиции и органов юстиции в 2010 году.

Также трехлетие Брауна запомнится попытками терактов в Лондоне и Глазго летом 2007 года; масштабными стихийными бедствиями и эпидемиями, которые потребовали экстренных мер со стороны государства - наводнениями 2007 и 2009 годов, снегопадами зимой 2009-2010 года, эпидемиями ящура, "птичьего" и "свиного" гриппа; одобрением крупных, часто противоречивых транспортных проектов - третьей взлетно-посадочной полосы в лондонском аэропорту Хитроу, сквозной железной дороги Crossrail через Лондон и сети скоростных железных дорог для связи крупных городов страны.

Ссора с Россией

Пребывание правительства Брауна у власти ознаменовалось и самым масштабным за постсоветские годы ухудшением двусторонних отношений с Россией.

В июле 2007 года официальный Лондон принял ряд политико-дипломатических мер в отношении Москвы в ответ на отказ выдать Великобритании предпринимателя Андрея Лугового, которого британцы обвиняют в причастности к убийству экс-офицера ФСБ РФ Александра Литвиненко.

В частности, МИД Соединенного Королевства объявил персона нон грата четверых сотрудников посольства РФ в Лондоне. Великобритания также приостановила сотрудничество с Россией по борьбе с терроризмом, облегчению визового режима и работе над соглашением о культурных центрах.

С 1 января 2008 года власти РФ потребовали прекратить работу региональных офисов Британского совета из-за отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность в России. В результате этого отделения Совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге прекратили работу, головной офис в Москве продолжает свою деятельность.

На многие месяцы заметно сократился уровень политических контактов между руководством двух стран. Браун ни разу не побывал в России, будучи премьером.

Президент РФ Дмитрий Медведев приезжал в Лондон на саммит "двадцатки". Медведев и Браун провели еще несколько двусторонних встреч в рамках международных саммитов.

Уровень политических контактов стал постепенно восстанавливаться только в последний год. Обе стороны продолжали взаимодействие по ключевым международным проблемам, однако в решении двусторонних споров заметного прогресса так и не произошло.

В ноябре 2009 года в Москве с первым за пять лет визитом побывал глава Форин-офиса Дэвид Милибэнд, которого теперь прочат в преемники Брауна на посту лидера Лейбористской партии.

На что не хватило сил и времени

Браун не сумел завершить два важных начинания своего премьерства - полностью вывести Великобританию из рецессии и провести реформу политической системы страны.

Британская экономика в четвертом квартале 2009 года впервые за полтора года продемонстрировала экономический рост, однако его устойчивого восстановления пока не произошло. Браун не раз предупреждал об опасности преждевременного прекращения антикризисных мер. По инициативе его правительства был принят закон, обязывающий вдвое сократить за четыре года дефицит бюджета. Однако британские консерваторы намерены более радикально подойти и к вопросу сокращения господдержки экономики, и к вопросу борьбы с дефицитом.

Во время пребывания на посту премьера Браун предпринял ряд попыток модернизировать политическую систему страны - от введения выборной Палаты лордов до проведения референдума по реформе избирательной системы в сторону постепенного перехода от одномандатной к альтернативной системе выборов, предусматривающей больше справедливости для малых партий.

Заниматься решением этих проблем, а также налаживать отношения с Россией теперь предстоит коалиционному правительству консерваторов и либерал-демократов под руководством Дэвида Кэмерона.

Сам же Браун, попрощавшись с однопартийцами, пока не слагает с себя полномочия депутата парламента, однако уже подумывает о том, чтобы посвящать больше времени общественной и благотворительной деятельности, а также приступить к написанию мемуаров.

Этот выдающийся современный английский политик родом из семьи пресвитерианского пастора, за что впоследствии получил прозвище «пасторский сынок». Будущий председатель британского правительства, Гордон Браун появился на свет 20 февраля 1951 года.

Его родной город – Киркалди (область Файф). Родители – Джон Эбенезер и Джесси Элизабет Сутер – поместили его в Западную начальную школу, где он попал на скоростной экспериментальный курс, который ненавидел.

Однако именно благодаря этому обстоятельству Гордон сэкономил два года своей подростковой учебной жизни, раньше поступив в среднюю школу, а в 16-летнем возрасте его уже принимал исторический факультет Эдинбургского университета, где Браун удостоился звания ректора (британские вузы нарекают этим званием представителей от студенческой общественности).

Первое испытание

Именно в подростковом возрасте будущего финансиста и политика и ждало первое серьезное испытание. Он играл в регби в школьной команде, когда получил ударом мячом в голову. Из-за этой травмы у него начала отслаиваться сетчатка.

Родители предприняли интенсивный режим лечения, однако это не помогало, и, будучи студентом второго курса Эдинбургского университета, Гордон полностью потерял возможность видеть левым глазом.

Однако это было не все, поскольку под угрозой оставалась судьба единственного полноценного глаза. И только после проведения особой операции, которую в Экспериментальном порядке провели врачи Эдинбургского королевского лазарета, опасность потерять и правый глаз миновала.

Студенчество и наука

Все эти испытания не помешали Брауну завершить обучение в университете с отличием (1972), однако учебу он решил не бросать, поступил в магистратуру, получил докторскую степень по философии (1982) и параллельно умудрялся преподавать политологию в Глазго, где был расположен технологический колледж (1976-1980).

В это же время (1979) он предпринял первую попытку стать членом Парламента и избрав своим плацдармом избирательный округ Юг Эдинбурга. Однако уступил своего конкуренту, которым оказался кандидат от консерваторов Майкл Анкрам. Некоторое время, видимо, в целях набраться опыта грамотного позиционирования, Гордон трудился в качестве журналиста, а затем и редактора шотландского телевидения.

Успехи в политике

Вторая попытка пробиться в парламент увенчалась успехом (1983). К тому времени Гордон Браун сменил избирательный округ, баллотировавшись от Восточного Данфермлайна. Два года спустя он уже трудится в должности пресс-секретаря оппозиционного блока, курируя торговые и промышленные вопросы. Еще спустя год Браун публикует свой первый политический труд.

Им оказалась биография Джеймса Макстона, который слыл талантливым политиком Независимой партии лейбористов середины XX века. Судя по всему, все эти действия отличалось отменной грамотностью, поскольку в период 1987-1989 годов Гордон пребывал в статусе исполнительного секретаря казначейства, а впоследствии – теневого министра торговли и промышленности.

1992-й год стал временем, когда он удостоился статуса теневого канцлера. К тому времени он уже успел достаточно громко заявить о своих политических амбициях, став одновременно членом организации Шотландская Конституционная конвенция и подписав «Claim of Right for Scotland» - новый протестный документ, содержащий очередную декларацию прав для шотландского народа.

Параллельно с этим Браун возглавил кампанию в пользу движения лейбористов, отказавшись поддержать межпартийную кампанию, поддерживающую права для шотландцев.

Среди акул большой политики – на равных

Результаты подобных активных действий не стали себя долго ждать. Уже два года спустя, когда лидер лейбористов Джон Смит внезапно скончался, Гордона прочили в качестве потенциального претендента на замещение его места. Однако, просчитав, как истинный финансист, все риски, он не пожелал вступить в противоборство с тогдашним очевидным партийным фаворитом в лице Тони Блэра.

Впрочем, есть и другая версия происходивших в те горячие деньки событий. Говорят, что между Блэром и Брауном произошло заключение сделки, причем называлось даже ее место – бывший ресторан «Гранита» (этот район Большого Лондона называется Ислингтон).

Якобы, Браун, в качестве оплаты за свое неучастие в выборной кампании в качестве кандидата на пост партийного лидера, затребовал возможность полностью контролировать экономическую политику государства. Это было очень грамотное предложение, получившее, кстати, свое дальнейшее продолжение. Договорились Браун и Блэр или разошлись каждый при своем мнении – не знает никто.

Однако в качестве членов одной и той же партии они, невзирая на проскакивавшие в прессе сведения об имевшихся между ними серьезных разногласиях личного характера, на публике являли собой неделимых союзников. Это же обстоятельство играло на руку партии в целом, и «Новые Лейбористы» пользовались заслуженным успехом.

Между тем, не вступив с Тони Блэром в борьбу, Гордон Браун, тем не менее, продолжал набирать очки. Его задачей в годы исполнения обязанностей теневого канцлера оставалось стремление переманить на свою сторону представителей бизнеса и прослойку «белых воротничков», позиционируя свою компетентность в качестве кандидата на место канцлера.

Он старался убедить их в том, что лейбористам вполне по плечу управление экономикой без увеличения инфляционных процессов и уровня безработицы плюс сохранение бюджетных ассигнований на эти социально значимые процессы на прежнем уровне.

Заняв желанную канцлерскую должность, он дал лейбористам публичные указания придерживаться бюджетных планов, которые озвучивали консерваторы. И в этом – вся большая политика в миниатюре, где нет друзей, а есть лишь временные союзники на тот период, пока в них сохраняется нужда.

Канцлер и премьер

Деятельность Гордона канцлером длилась в период 1997-2007 годов. Это для Англии наших дней – своего рода рекорд, никому прежде не удавалось столь долго оставаться на такой ключевой должности. Фактически за это десятилетие правительство добилось больших успехов в сфере экономики.

Зато злые языки утверждали обратное: мол, Брауну повезло в том, что консерваторы оставили ему сильную экономику. Как бы то ни было, но за эти годы экономика Британии росла, в среднем, на 2,7 процента. Хотя это не показатель в сравнении с фантастическими достижениями Китая, но вот среднеевропейские показатели (2,1 процента в год) остались позади.

И это – очевидная заслуга Брауна-финансиста! В это же время официально регистрируемая безработица снизилась на 1,5 процента – с 7 до 5,5. В это же время были реорганизованы шотландские избирательные округа, и Гордон стал парламентарием от своего родного Киркалди и Кауденбита.

Октябрь 2006-го ознаменовался отказом Блэра в четвертый раз продолжить свое премьерство, и заветная тропинка на пост председателя правительства оказалась для Брауна открытой. Разумеется, эта должность не далась ему даром. Ему пришлось выслушать обвинения в беспощадности и стремлении к тотальному контролю по сталинским методам.

Тем не менее, это не помешало назначить его премьером (27 июня 2007 года). В эти же дни ему досталось и другое, не менее престижное место – лидера лейбористов.

Взойдя на пост первого министра, Гордон передал часть своих традиционных полномочий в ведение Парламента. Дал добро на продолжение Иракской кампании. Стал большим другом немецкого канцлера Ангелы Меркель, что дало основание скептикам утверждать о его отдалении от США, и Брауну пришлось их опровергать.

Мировой продовольственный кризис и растущая инфляция дали основание истеблишменту заявить о необходимости смены правительства. Партия лейбористов сдала свои позиции уже в мае 2008 года. Тогда же, ушедший в летний отпуск, Гордон оказался мишенью для СМИ, пророчивших ему преемника.

О своем намерении покинуть пост премьера он объявил два года спустя (11 мая 2010 года). А заодно – и покинуть место партийного лидера. Тем же вечером Елизавета II предложила возглавить правительство самому молодому в истории Британии кандидату на должность премьер-министра – консерватору Дэвиду Кэмерону.

Браун не вступал в брак до 49-летнего возраста, женился он 3 августа 2000 года на Саре Маколей.

Опубликовано 29.04.10 08:06

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун оскорбил избирательницу, забыв о микрофоне.

В среду британский премьер-министр и лидер Лейбористской партии Гордон Браун оказался в центре скандала. Глава правительства не заметил включенный микрофон и сделал несколько нелицеприятных заявлений в адрес пожилой избирательницы, с которой до этого общался. Слова политика прозвучали в прямом эфире, после чего Брауну пришлось приносить извинения.

65-летняя Джилиан Даффи, жительница города Рочдэйл на севере Англии, задала Брауну несколько вопросов об иммиграции и преступности, которые переросли инткббээ в горячий спор.

Затем Браун любезно поблагодарил ее за встречу, два раза повторив "очень приятно было с вами познакомиться", и сел в свой автомобиль.

Радиомикрофон, закрепленный на его пиджаке, продолжал работать, и журналисты телекомпании Sky случайно зафиксировали разговор премьер-министра со своими подчиненными, явно не предназначенный для посторонних, сообщает BBC .

"Это катастрофа. Зачем ко мне вообще подводили эту женщину? - сказал Браун - Чья это вообще была идея? Это просто глупость...". В ответ на вопрос своего помощника, что именно она говорила, премьер раздраженно ответил: "Да все подряд! Она просто узколобая женщина, которая утверждает, что раньше голосовала за лейбористов. Это нелепо. Я не понимаю, зачем Сью вообще меня к ней привела".

Через некоторое время скандальная запись прозвучала во время интервью Брауна на одной из местных радиостанций. Браун прослушал пленку, сложив голову на руку, а затем сказал: "Я приношу извинения, если сказал что-либо обидное".

Сама Даффи, между тем, заявила, что после услышанного не будет голосовать за лейбористов, как намеревалась ранее.

"Я очень расстроена. Он ведь образованный человек. Почему он так говорит? - сказала жительница Рошдэйла журналистам. - Он хочет быть лидером страны, и при этом так называет обычную женщину, которая ему задает вопросы, возникающие у большинства людей. Чтобы выбраться из государственных долгов, еще 20 лет мы только и будем видеть, что налоги, налоги и налоги... И он меня называет узколобой!".

Конфликт попыталась урегулировать пресс-служба Брауна. Она выпустила специальное заявление, отметив, что премьер не собирался оскорблять избирательницу, а просто "выпустил пар в машине" после публичного мероприятия.

Глава британского кабинета министров также был вынужден вначале лично позвонить Джиллиан Даффи, а потом нанести ей визит. Беседа продолжалась 40 минут, после чего Гордон Браун предстал перед журналистами и назвал себя "кающимся грешником". "Иногда говоришь какие-то вещи, которые на самом деле не хочешь говорить, иногда говоришь какие-то вещи по ошибке, и когда это происходит, нужно исправлять ошибки очень быстро, - подчеркнул премьер, признав, что "подавлен случившимся". При этом он заявил, что женщина приняла его извинения и согласилась считать данный инцидент недоразумением.

Тем не менее многие назвали эту историю "позором для лейбористов". Предполагается, что скандал может негативно повлиять на невысокие рейтинги правящей партии, передают "Вести" . В настоящее время она находится только на третьем месте по популярности у избирателей, а до выборов осталось несколько дней.

Поделиться