Введение в гендерные исследования часть 2. Введение в гендерные исследования

Глава 1 Феминизм как социокультурная основа тендерных исследований.

1.1 Развитие феминизма как социально-политического движения в странах Европы и Америки.

1.2 Распространение практик и теорий феминизма в России.

Глава 2 Становление проблематики тендерных исследований.

2.1 Способы конструирования тендера в евро-американской науке XX века.

2.2 Институциализация тендерных исследований.

2.3 Региональная специфика современных тендерных исследований России.

Глава 3 Современные тендерные исследования культуры.

3.1 Тендерная проблематика в различных областях научного знания.

3.3 Проблема тендерной методологии в науках о культуре.

3.4 Тендерная проблематика в современных культурологических исследованиях.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерные исследования в науках о культуре: теоретико-методологический аспект»

Актуальность темы исследования определяется необходимостью серьезной научной рефлексии методологических оснований тендерных исследований современной культуры.

Социальные, экономические и политические преобразования, произошедшие в течение XIX - XX вв., внесли значительные изменения в полоролевые взаимоотношения во всех областях культуры, обусловили появление женщин в профессиональной и образовательной сферах, возникновение новых форм брака, изменение статуса женщины в обществе, трансформацию социокультурных стереотипов маскулинности и феминности. Актуализация интереса к полу с очевидностью проявляется и в сфере частной жизни, и в искусстве, и в науке.

Изучение взаимоотношений мужчин и женщин, различия социальных ролей, идентичности и сексуальности привело к возникновению тендерных исследований, в рамках которых изыскатели дифференцируют понятия «пол» и «тендер». Понимание тендера как социального статуса и системы отношений, на основании которой общество делится по признаку пола в рамках определенной культуры, позволило применить тендерный подход к исследованию различных форм и явлений культуры.

Научный интерес к тендерным различиям связан со значительными изменениями, происходящими в современной культуре, трансформацией ролей мужчины и женщины на современном этапе развития общества; проблемы социального пола являются сегодня исключительно актуальными.

Тендерные исследования, находящиеся в процессе институциализации, в настоящее время являются одним из перспективных направлений российских гуманитарных наук. Развитие тендерных исследований на современном этапе рассматривается в качестве условия демократизации и гуманизации как общества, так и института науки. Являясь по своей природе интегративным направлением современного социального знания, заимствуя исследовательские приемы социологии, политологии, психологии, лингвистики, литературоведения и других наук, тендерные исследования дают возможность по-иному взглянуть на известные культурные факты, способствуют более полной и точной их интерпретации с учетом тендерной специфики.

В современной науке тендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов используется очень широко. В ходе тендерных исследований чаще всего рассматриваются роли, нормы, ценности, черты характера, которые общество предписывает женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы для того, чтобы охарактеризовать традиционную тендерную асимметрию и иерархию власти.

Понятие о том, что тендер включает социокультурное разделение между мужчинами и женщинами, устоялось в различных культурных практиках, которые, инкорпорируясь в повседневную жизнь, укрепляют мнение о естественности главенствующего положения мужчины в культуре и социуме. Использование тендерного подхода применительно к исследованию культуры помогает обнаружению и анализу иерархического разделения между мужчинами и женщинами, прочно вошедшего в современную жизнь и укоренившегося в социальных институтах. Применение тендерного подхода в науках о культуре (культурологии, антропологии, истории и др.) также позволяет изучить установки, стереотипы, формы дискриминации, предрассудки, социальное восприятие, связанные с понятиями мужского и женского.

Настоящая диссертационная работа, с одной стороны, находится в русле современной тендерной проблематики, с другой - с учетом современного состояния тендерных исследований, должна наметить перспективы, характер и методологию исследований конкретных форм культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Цель и задачи диссертационного исследования определили обращение к источникам и источниковедческой литературе: к монографиям, научным статьям, посвященным исследованию тендера в области социально-гуманитарных наук, включающих в себя историю, социологию, психологию и психоанализ, лингвистику, этнологию и антропологию, литературоведение, дисциплины философского цикла, политологию, экономику, культурологию; к исследованиям в области тендерной методологии и тендерного анализа в различных областях российской науки; к материалам, свидетельствующим о деятельности региональных центров тендерных исследований в России. Кроме того, с целью изучения истории тендерных исследований в работе использованы архивные документы, декреты, указы, материалы съездов.

Социально-гуманитарные науки явились наиболее благоприятной сферой для развития тендерных исследований.

Проблема пола всегда была широко представлена в российской исторической науке, несмотря на то, что тендерные исследования вошли в неё несколько позже, чем в другие дисциплины гуманитарного цикла. Российских историков интересовали вопросы, связанные с положением женщины в социуме и её участием в общественных движениях и благотворительной деятельности, изменением статуса и положения женщины в российском обществе, замужеством и разводом в жизни горожанки, эмансипацией женщины и её экономической независимостью, жизнью русской крестьянки, женским счастьем, межконфессиональными браками, появлением «женских исследований» в отечественной историографии (С.Г. Айвазова, Н. Бошковска, В.А. Веременко, Л.Н. Денисова, Н.В. Досина, Н.Л. Пушкарева, О.Д. Шемякина).

Инкорпорирование тендерного подхода в социологию представлено в работах, показывающих социокультурный аспект процессов половой социализации, моделей маскулинности и феминности и исследующих такие тендерные характеристики личности, как тендерная идентичность, стереотипы и установки, связанные с типичными моделями поведения обоих полов (Э. Гидденс, Н. Смелзер, С. Бем, М. Киммел, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, И.С. Кон, A.A. Темкина).

Центральную роль в исследовании женской психологии сыграл психоанализ. Труды 3. Фрейда оказали большое влияние на всю культуру в целом и подтвердили стереотипное представление о женщине как о «неполноценном человеке». Теоретическое обоснование полового диморфизма, исследование процессов формирования установок, изучение психологии лидерства, а также психофизиологии мужчины и женщины представлено в работах Б.Г. Ананьева, В.Е. Кагана, Е.П. Ильина, Т.В. Бендас.

Исследованию «женского языка» на уровне текста литературных произведений и выявлению женской литературной традиции, изучению женских образов в литературе и феномена «женского чтения» посвящены труды O.P. Демидовой, H.JI. Пушкаревой, С.Р. Охотниковой, К. Бинсвангер.

Легитимация тендерного подхода и тендерных исследований позволяет использовать категорию «гендер» для переосмысления дисциплин философского цикла (C.B. Рассадин, И.А. Жеребкина, Г.А. Брандт, O.A. Воронина, A.A. Костикова).

В рамках российских и зарубежных тендерных исследований существуют работы, посвященные участию женщин в политическом процессе на уровне государства, на уровне мировой политики, роли женщин-лидеров в политических структурах; подобные исследования восполняют пробелы в академической политологии (С.Г. Айвазова, Е.А. Здравомыслова, A.A. Темкина, Г.Г. Силласте).

Одной из основных тем тендерных исследований становится изучение вопроса, связанного с изменением социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ, а также с разделением домашнего труда, с выявлением дискриминации женщин в профессиональной сфере (Дж. С. Милль, М. Киммел, Н.М. Римашевская, С.Ю. Рощин, Р.П. Колосова).

Применение тендерного подхода в культурологии позволяет изучить культуру различных эпох, включая современную, с точки зрения «феминного» и «маскулинного», рассмотреть тендерные субкультуры, выявить андрогинную природу живописи, исследовать тендерные отношения в национальном сообществе, а также другие аспекты культуры (А.Р. Усманова, Т.А. Клименкова, Е.В. Тараканова, К.С. Шаров).

Необходимо отметить работы, обращенные к разработке методологии тендерного подхода в различных сферах науки. Зарубежные ученые первыми обратили внимание на существование проблемы неравенства полов и предложили практические рекомендации по методике внедрения тендерного подхода в исследование различных сфер жизни1. Изучение опыта зарубежных ученых в области тендерных исследований также позволило российским исследователям применить тендерный подход к анализу различных областей и сфер науки (С.Г. Айвазова, A.B. Белова, JT.C. Ржаницына, A.B. Смирнова, J1.B. Штылева).

В сфере культурологической науки предпринята попытка выявить методологию тендерного анализа в области самих тендерных исследований, эксплицировать возможность использования «тендера» для анализа культурных изменений социальной направленности, однако на практике это выразилось лишь в постановке тендерной проблематики, в разработке теоретического инструментария, в обозначении методологических проблем, связанных с использованием тендерного подхода к исследованию явлений культуры (H.A. Усачева, Т.А. Чебанюк).

Одну из основных ролей в разработке теории и методологии тендерных исследований в России играют научные изыскания, проводимые на базе центров гендерных исследований. Центры тендерных исследований изначально создавались с целью объединить усилия исследователей,

1 Практическое руководство по внедрению тендерного подхода. Методология. Обзор по секторам. Сборник примеров из практик / под ред. Астриды Ниеманис. - Братислава, 2007. - Ч. 1; Пособие по тендерному анализу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.owl.ru/canadian/gender analysis/index.htm# 1; Тендерный анализ: руководство по разработке стратегии. Практическое пособие / под ред. Н. Шведовой. Министерство по делам женщин Канады [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/easygender/add 1 .html ведущих индивидуальную работу в русле тендерной проблематики. Организация данных центров позволила ученым не только установить связи, но и проводить комплексные исследовательские и образовательные проекты, организовывать летние школы и вести просветительскую работу. Спектр вопросов, решаемых центрами, очень разнообразен: развитие тендерного образования2, проведение тендерной экспертизы законодательства и социальной политики государства3, семейные проблемы4, изучение тендерной проблематики в области социологии и социальной теории5,

6 1 история женского движения, проблемы насилия. Несмотря на большое количество работ, созданных в русле тендерных исследований, следует отметить неравное соотношение между многочисленными работами, посвященными анализу тендерных аспектов отдельных явлений культуры, описанию частных методик исследований, и работами, где было бы осуществлено теоретическое осмысление и обобщение целей и задач тендерного анализа, специфики методологии тендерных исследований, статуса и перспектив современных тендерных исследований, в том числе, в сфере культурологии.

Настоящее диссертационное исследование призвано отчасти заполнить этот пробел.

2 Московский центр тендерных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gender.ru/: Ивановский центр тендерных исследований http://icgs.ru/: Тверской центр женской истории и тендерных исследований http://www.tvergenderstudies.ru/: Центр тендерных исследований Волгоградского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vspu.ru/centr-gendernyh-issledovanii: Ставропольский государственный университет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.stavsu.ru/

3 Московский центр тендерных исследований http://www.gender.ru/; Карельский центр тендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/

4 Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/: Европейский университет в Санкт-Петербурге http://www.eu.spb.ru/; КНАГТУ [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.knastu.ru/; Самарский центр тендерных исследований http://samaragender.narod.ru/].

5 Центр тендерных исследований Саратовского государственного технического университета Ь1Кр:/Л5Ш-socwork.narod.ru/gendresearch.htm: Центр тендерных исследований Саратовского государственного технического университета http://www.altstu.ru/structure/unit/cgiigo/

6 Тюменский центр тендерных исследований http://fiipn.utmn.ru/; Центр этногендерных исследований http://www.iea.ras.ru/

7 Карельский центр тендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/; Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/

Таким образом, объектом исследования выступают науки о культуре, предметом исследования - тендерный подход в исследованиях культуры.

Цель исследования - выявить специфику тендерного подхода в исследованиях культуры, выявить эвристическую и методологическую ценность тендерного подхода в науках о культуре.

В соответствии с целью сформулированы основные задачи исследования:

Обратившись к истории «женского вопроса» в культуре Европы, Америки и России, обобщить, систематизировать и проблематизировать материал по истории тендерных исследований в современной науке;

Изучить становление и современное состояние гендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике;

Рассмотреть «классические» концепции тендерных исследований, выявить их место в становлении гендерного подхода в современных исследованиях культуры;

Рассмотреть содержание понятийного аппарата тендерных исследований: базовых категорий «гендер», «тендерные исследования», «гендерная система», «тендерная идентичность», «феминность», «маскулинность» и др. в западной и российской гуманитаристике;

Исследовать специфику тендерных исследований в регионах России;

Обобщить и систематизировать материал по применению гендерного подхода в науках: истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии;

Выявить специфику гендерного подхода в культурологии;

Обозначить возможность и перспективы применения гендерного подхода к анализу культуры.

Решение этих задач предполагает и постановку более узких научных проблем, нашедших свое отражение в структуре и содержании работы.

Теоретико-методологические основы исследования.

Поставленные в работе задачи решались с использованием общенаучных методов исследования: описательного, сравнительно-исторического и типологического, дающих возможность рассмотреть в синхроническом и диахроническом аспектах историю развития «женского вопроса» в странах Европы, США и России, выявить её закономерности, обобщить материал по тендерным исследованиям и применению тендерного подхода в различных науках (истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии), систематизировать изученные источники, научную литературу, выявить региональную специфику тендерных исследований в России, а также специфику тендерного подхода в культурологии.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных (С.Г. Айвазова, О.М. Здравомыслова, Е.П. Ильин, И.С. Кон, И.С. Клецина, Н.Л. Пушкарева и др.) и зарубежных ученых (М. Мид, С. Бем, 3. Фрейд, Р. Столлер, М. Киммелл, С. де Бовуар, Б. Фридан, Э. Гидденс, К. Уэст и др.), разрабатывающих проблемы пола в психологии, педагогике, социологии, истории, антропологии и других наук.

Научная новизна работы обусловлена:

Обращением к актуальной теоретико-методологической проблеме современной гуманитарной науки;

Оригинальностью поставленных задач;

Обращением к оригинальным англоязычным источникам;

Новым уровнем анализа и обобщения уже имеющихся научных данных об объекте и предмете исследования;

Раскрытием специфики тендерного подхода в современных исследованиях культуры.

Положения, выносимые на защиту:

В формировании проблематики тендерных исследований, устойчивого интереса к тендерной теме в различных сферах научного знания, расширении тендерных исследований до междисциплинарной области исследования значимую роль сыграли как женские движения, так и движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств;

Актуальность тендерных исследований в различных областях научного знания обусловлена, в первую очередь современными социально-культурными изменениями, необходимостью анализа и учета этих изменений, без чего невозможно принятие практических решений в области политики, экономики, образования;

В рамках тендерных исследований как междисциплинарного научного знания формируется среда, благоприятствующая синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры. Таким образом, гендерный подход является не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей;

Специфика современных российских женских и гендерных исследований обусловлена тем, что: 1) до 1980-х гг. изучение женской темы предписывалось государством и велось в рамках существующей идеологии, унифицирующей половые различия, 2) становление и институциализация гендерных исследований в России начинается с опозданием на 20 лет и проходит по образцу институциализации гендерных исследований на Западе и во многом благодаря финансовой поддержке ряда западных фондов, женских политических и социальных организаций европейских стран и Америки; проблематизация их часто заимствована;

Пик популярности гендерных исследований в России пришелся на 2004-2005 гг., в связи с социокультурными трансформациями и активным внедрением в российскую культуру инокультурных элементов. Снижение интереса к гендерной проблематике происходит в 2006 г. и обусловлено укорененностью традиционных гендерных ролей в современной русской культуре, отсутствием внутренней готовности и потребности в реформировании гендерных стереотипов и поведенческих практик (особенно в регионах), что проявляется и в патерналистских ожиданиях российского человека по отношению к государству.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении методологии тендерных исследований (в том числе, в культурологии), в полноте рассматриваемых материалов, в анализе специфики национальной и региональной проблематики тендерных исследований, в анализе и систематизации разрозненного материала, касающегося специфики тендерных исследований в различных областях научного знания.

Практическая ценность исследования состоит, в первую очередь, в том, что полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке спецкурсов и курсов лекций по культурологии, мировой и отечественной культуре, на семинарских занятиях по указанным дисциплинам, в курсовых и дипломных работах студентов.

Кроме того, результаты исследования возможно учитывать при формировании городской, региональной и государственной культурной политики, при прогнозировании результатов экономических и социокультурных реформ.

Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 14 статей, в том числе в изданиях, входящих в перечень ВАК РФ.

Результаты и выводы исследования изложены на международных, всероссийских и вузовских конференциях: «Мужское и мужественное в современной культуре» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.), «Гендерное образование в подготовке учителя» (г. Томск 2007 г., 2008 г.); «Актуальные проблемы современной науки и образования» (г. Уфа, 2010 г.), «Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2009 г.),«Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций» (Комсомольск-на-Амуре, 2008 г.), «Семиотическое пространство Дальнего Востока» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2009 г.), «Дальний Восток: сохранение человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: материалы международной научно-практической конференции» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2011 г.), 39-я и 41-я научно-технические конференции аспирантов и студентов «Научно-техническое творчество студентов и аспирантов» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2009 г., 2011 г.); представлены на XII краевом конкурсе молодых ученых (г. Хабаровск, 2010 г.).

Структура исследования: диссертация состоит из Введения, трех глав (включающих в себя 9 параграфов), Заключения, Списка использованных литературных и интернет-источников (222 наименования), Приложений. Общий объем работы составляет 196 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

  • Философско-мировоззренческие основания теории и практики женского нонконформизма в контексте формирования русской ментальности 2004 год, кандидат философских наук Сазонова, Людмила Алексеевна

  • Духовные и социокультурные основания российского феминизма 2004 год, доктор социологических наук Ельникова, Галина Алексеевна

  • Гендер в традиционной русской культуре 2007 год, кандидат философских наук Колесникова, Наталия Николаевна

  • Гносеологические основы развития гендерной идентичности в педагогической теории и практике 2010 год, доктор педагогических наук Талина, Ирина Владимировна

  • Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации 2008 год, кандидат психологических наук Малышева, Наталья Георгиевна

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Латина, Светлана Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратившись к истории феминизма в культуре Европы, США, а также России, рассмотрев материал по истории западных и российских тендерных исследований мы пришли к выводу о том, что женские движения, а также движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств сыграли значимую роль в формировании проблематики тендерных исследований и устойчивого интереса к тендерной теме в различных сферах научного знания, расширении тендерных исследований до междисциплинарной области исследования. Западный феминизм явился толчком для распространения практик и теорий феминизма в России (однако женское движение не носило массового характера и не имело чётко обозначенных этапов) и обозначил его специфику, проявившуюся в ограниченных («скромных») амбициях женщин: стремлению к большей социальной активности, а не к равноправию полов.

В России специфика становления и институциализации современных женских и тендерных исследований заключается в том, что возникновение и развитие новой научной отрасли происходило по западному образцу, т.е. многие российские ученые ставили перед собой такие же исследовательские задачи, что и их коллеги на Западе, работавшие в направлении «women"s studies». Одной из причин вторичности проблематики российских исследований, многочисленных заимствований, и даже калькирования, оказывается зависимость исследователя от поддержки западных благотворительных фондов, финансировавших значительное число тендерных проектов в России. В качестве другой причины рассматривается отечественная традиция изучения «женской темы»: научные изыскания контролировались в советское время государством и велись в рамках идеологии, унифицирующей половые различия. Появление тендерных исследований позволило изучать не только проблемы феминности, но также маскулинности и сексуальности, включая опыт меньшинств.

Обобщив материал по применению тендерного подхода в социально-гуманитарных науках, нами было выявлено, что актуальность тендерных исследований в различных областях научного знания связана, в первую очередь, с современными социально-культурными изменениями, обусловившими появление женщин во многих сферах и актуализировавшими интерес к полу, с необходимостью анализа и учета этих изменений для принятия практических решений в области политики, экономики, образования.

Социокультурные трансформации и активное вхождение в российскую культуру тендерной науки явились причиной популярности тендерных исследований в начале 2000-х гг. (см. Приложение А). Снижение интереса к тендерной проблематике, произошедшее после 2005 г., было обусловлено изменениями, произошедшими в научной, политической и социальной сферах (в т.ч. снижение финансирования науки государством и западными благотворительными организациями, реформы в сфере образования и др.). Среди культурных факторов, не способствующих развитию тендерных исследований выделяем следующие: укорененность традиционных тендерных ролей в современной русской культуре, отсутствие внутренней готовности и потребности в реформировании тендерных стереотипов и поведенческих практик.

Изучив становление и современное состояние тендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике, мы пришли к выводу о том, что тендерные исследования, являясь междисциплинарным научным знанием, формируют среду, благоприятствующую синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры, что дает возможность рассматривать тендерный подход не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей.

Масштаб и количество исследований по тендерной тематике с очевидностью указывают на то, что к сегодняшнему дню тендерный подход прочно укоренился в науке и помогает не просто описать разницу в статусах, ролях, установках, стереотипах и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но проанализировать власть и доминирование, утверждаемые в обществе через тендерные роли и отношения.

Систематическое применение тендерного подхода в культурологических исследованиях существенно дополнило бы наше представление о культуре. Являясь социально-культурным конструктом, тендер детерминирует феминность и маскулинность как культурно обусловленные категории; применение тендерного подхода к исследованию культуры позволит более детально изучить существующую в формах культуры тендерную асимметрию, которая являясь одним из факторов формирования культуры, андроцентричной по своей природе, определяет творческий процесс и восприятие форм культуры. Восприятие культуры, таким образом, основывается на дифференциации по признаку пола.

Проведенное исследование открывает перспективу дальнейших изысканий по тендерной проблематике, а программное использование тендерного подхода, в свою очередь, помогло бы выявить различное соотношение «мужского» и «женского» в культуре разных эпох и этносов, увидеть полоролевые стереотипы, характерные для той или иной культуры, проанализировать специфику форм культуры, связанных с тендерными стереотипами.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Необходимость такого учебного пособия вызвана интенсивной динамикой развития гендерных исследований за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин. Между тем учебные пособия по этой дисциплине в нашей стране практически отсутствуют.

В пособии рассматриваются: история возникновения и становления гендерных исследований, гендерная проблематика в социологии, политологии, в экономической теории, исторических науках, психологии и психоанализе, в антропологии, философии и др. Одна глава учебного пособия, написанная известным российским социологом И. Коном, посвящена мужским гендерным исследованиям.

Вторая часть двухтомника представляет собой хрестоматию и по своей структуре соответствует первой части, основанной на принципе дисциплинарности социальных наук. Большинство текстов хрестоматии - работы ведущих западных гендерных и феминистских теоретиков, сыгравших важную роль в создании новой академической социальной дисциплины "гендерные исследования" в системе западного социального знания. Хрестоматия предназначена для использования в качестве базового учебного материала при подготовке учебных курсов по гендерным исследованиям.

ЧАСТЬ 1. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Предисловие
Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе
(Елена Ярская-Смирнова )
Феминистская теория 90-х годов: проблематизация женской субъективности
(Ирина Жеребкина )

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУКАХ
Гендерная проблематика в политической теории (Ирина Чикалова )
Политическая теория феминизма: современные дебаты (Сергей Ушакин )

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРА
Социальное конструирование гендера: феминистская теория
Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспективы социологии гендерных отношений (Елена Здравомыслова, Анна Темкина )
Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения (Елена Мещеркина )

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (Елена Мезенцева)

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКИХ НАУКАХ (Наталья Пушкарева)

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПСИХОЛОГИИ (Елена Иванова)

ФЕМИНИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ (Ирина Жеребкина)

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТРОПОЛОГИИ (Елена Гапова)

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФИЛОСОФИИ (Сергей Жеребкин)


Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований (Альмира Усманова )
Женщины и искусство: политики репрезентации (Альмира Усманова )

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭКОЛОГИИ (Екатерина Карпенко)

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЯЗЫКОЗНАНИИ (Елена Горошко)

ФЕМИНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА (Ирина Жеребкина)

МУЖСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕНЯЮЩИЕСЯ МУЖЧИНЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ (Игорь Кон)

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРАВЕ: ПРАВА ЖЕНЩИН (Светлана Поленина)


Теория и практика современного феминизма: женское движение в США (Людмила Попкова )
Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты (Анна Темкина )

ЧАСТЬ II. ХРЕСТОМАТИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ЖЕНСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУКАХ

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРА

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКИХ НАУКАХ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПСИХОЛОГИИ

ФЕМИНИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТРОПОЛОГИИ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФИЛОСОФИИ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПАРАДИГМЕ КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ЖЕНЩИНЫ И ИСКУССТВО: ПОЛИТИКИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭКОЛОГИИ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЯЗЫКОЗНАНИИ

ФЕМИНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

МУЖСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕНЯЮЩИЕСЯ МУЖЧИНЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРАВЕ: ПРАВА ЖЕНЩИН

ГЕНДЕРНЫЕ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ФЕМИНИЗМА


Введение в гендерные исследования

Введение в гендерные исследования. Ч. II : Хрестоматия/ П од ред. С. В. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.- 991с.

Данная «Хрестоматия» представляет собой вторую часть учебного издания «Введение в гендерные исследования» и по своей структуре соответствует первой части, основанной на принципе дисциплинарности социальных наук. Большинство текстов «Хрестоматии» - работы ведущих западных гендерных и феминистских теоретиков, таких как Джудит Батлер, Рози Брайдотти, Тереза де Лауретис, Люси Иригарэ, Джулиет Митчелл, Гейл Рубин, Элен Сиксу, Джоан Скотт, сыгравшие важную роль в создании новой академической социальной дисциплины «гендерные исследования» в системе западного социального знания.

«Хрестоматия» предназначена для использования в качестве базового учебного материала для создания новых учебных курсов по гендерным дисциплинам в постсоветских университетах на основе опыта западной гендерной и феминистской теории.

ББК С550.53

УДК 301.19

В 24

ISBN 5-89329-422-Х

Издание осуществлено при финансовой поддержке Фонда Дж. Д. и К. Т. Макартуров

в рамках проекта ХЦГИ «Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР»

Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина

Рецензенты:

Д-р философских наук Билык Я.М.

Д-р философских наук Бурова O .К.

Д-р философских наук Черникова В. Е.

©Издательство «Алетейя» (СПб.), 2001

© ХЦГИ, 2001г.

Содержание

Предисловие

Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе

Рози Брайдотти

Женские исследования и политики различия

Тереза де Лауретис

Американский Фрейд

Белл хукс

Наука трансгрессировать.

Образование как практика свободы

Леора Аусландер

Женские + феминистские + лесбийские-гей +

квир исследования = гендерные исследования?

Феминистская теория:

проблематизация женской субъективности

Патриция Эллиот, Нэнси Менделл

Теории феминизма

Люси Иригарэ

Пол, который не единичен

Рози Брайдотти

Путем номадизма

Джудит Батлер

От пародии к политике

Ив Кософски Сэджвик

Эпистемология чулана

Гендерная проблематика в политических науках

I . Г ендерная проблематика в политической теории

Андреа Дворкин

Порнография. Мужчины обладают женщинами

Шанталь Муфф

Феминизм, гражданство и радикальная демократическая политика

II . Политическая теория феминизма: современные дебаты Джудит Батлер

Случайно сложившиеся основания:

феминизм и вопрос о «постмодернизме»

Нэнси Фрейжер

От перераспределения к признанию? Дилеммы справедливости в «пост-социалистскую» эпоху

Джудит Батлер

Чисто культурное

Социология гендера

I . Социальное конструирование гендера

Ирвин Гофман

Гендерный дисплей

II . Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспективы социологии гендерных отношений

Энн Оукли

Гендер, методология и модусы человеческого знания: проблематика феминизма и парадигматические дискуссии в социальных науках

III . Феминистский подход к интерпретации качественных данных:

методика анализа текста, интеракции и изображения

Суламифь Рейнхарц

Феминистское мультиметодное исследование

Гендерная проблематика в экономической теории

Пола Инглэнд

Изолированный индивид: андроцентристский уклон в постулатах неоклассической теории

Гендерная проблематика в исторических науках

Джоан Скотт

Гендерная проблематика в психологи

I . Гендерные исследования в психологии

Рода К. Ангер

Трехстороннее зеркало: психологи, изучающие женщин, глазами феминисток

Гейл Рубин

Размышляя о сексе: заметки о радикальной теории сексуальных политик

II . Феминизм и психоанализ

Джулиет Митчелл

Женская сексуальность.

Жак Лакан и ecole freudiene. Введение

Джейн Гэллоп

Ключи к Доре

Гендерная проблематика в антропологии

Генриетта Мур

Феминизм и антропология:

история взаимоотношений

Гендерная проблематика в философии

Элизабет Гросс

Изменяя очертания тела

Джейн Флекс

Конец невинности

Гендерная проблематика в теории культуры

I . Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований

Гайятри Чакраворти Спивак

Могут ли угнетенные говорить?

Энн Грей

Извлекая уроки из опыта:

культурные исследования и феминизм

II . Женщины и искусство: политики репрезентации

Лиза Тикнер

Феминизм, история искусства и сексуальное различие

Гризельда Полок

Созерцая историю искусства:

видение, позиция и власть

Тереза де Лауретис

В Зазеркалье: женщина, кино и язык

Гендерная проблематика в экологии

Кэролин Мёрчант

Смерть природы.

Женщина, экология и научная революция

Гендерная проблематика в языкознании

Дейл Спендер

Мужчина создал язык

Робин Лакофф

Язык и место женщины

Феминистская литературная критика

Элен Сиксу

Хохот медузы

Аннетт Колодны

Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистской литературной критики

Мужские исследования:

меняющиеся мужчины в изменяющемся мире

Роберт Коннелл

Маскулинности и глобализация

Дэвид Гилмор

Загадка мужественности

Гендерная проблематика в праве: права женщин

Лиз Фогель

По ту сторону равенства:

некоторые феминистские вопросы

Гендерные политики в социальных движениях:

теория и практика современного феминизма

I . Теория и практика современного феминизма:

женское движение в США

белл хукс

Черные женщины:

формирование феминистской теории

Джоан Скотт

Некоторые размышления по поводу

гендера и политики

II . Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты

Верта Тэйлор и Нэнси Уиттьер

Коллективная идентичность в группах

общественных движений:

лесбийская феминистская мобилизация

  • Дюби Ж., Перро М. (общ. ред.). История женщин на Западе. В 5 томах. Том II. Молчание средних веков (Документ)
  • Максимова О.Б., Гафизова Н.Б., Королева Т.В. и др. Подборка статей - Гендерные стереотипы (Документ)
  • Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты (Документ)
  • Хомская Е.Д. Нейропсихологическая диагностика (Документ)
  • Козырева И.А.(ред.) Актуальные вопросы теории социальной работы (Документ)
  • Курсовая работа - Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций старшеклассников (Курсовая)
  • Тартаковская И.Н. Гендер и национальность (Документ)
  • Курсовой проект - Технология производства сгущенного молока с сахаром (Курсовая)
  • n1.doc

    ББК С550.53 УДК 301.19 В 24

    В 24 Введение в гендерные исследования. Ч. I : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. - 708 с. ISBN 5-89329-397-5

    Издание осуществлено при финансовой поддержке

    Фонда Дж. Д. и К. Т. Макартуров

    в рамках проекта ХЦГИ «Университетская сеть

    по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР»

    Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина

    Рецензенты:


    • д-р философских наук Билык Я. М.

    • д-р философских наук Бурова О. К.
    д-р философских наук Черникова В. Е.

    Данное учебное пособие представляет новую академическую дисциплину - гендерные исследования, которые рассматривают различные аспекты социальных проблем пола. гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых - таких как политология, антропология, культурные исследования, мужские исследования, феминистская теория, экология и другие.

    Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой.

    OCR: Ихтик (г.Уфа)

    ihtik.lib.ru

    © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2001 г.

    Предисловие 14

    Возникновение и развитие гендерных исследований
    в США и Западной Европе
    17

    Елена Ярская-Смирнова

    1. Возникновение и развитие женских исследований - Связь женских исследований с новыми социальными движениями - Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960х-1970-е годы) - Вторая стадия развития женских исследований: институциализация - Третья стадия развития женских исследований: принцип мультикультурализма - Четвертая стадия развития женских исследований: перспективы глобализации - Женские исследования в Западной Европе - Ген- дерное образование: от «скрытого учебного плана» к «феминист ской педагогике» - 2. Возникновение и развитие гендерных исследований - Причины возникновения и основные отличия университетских программ гендерных исследований - Феминистские и гендерные исследования: методологические проблемы определения - Перспективы развития женских и гендерных исследований в структуре академического образования

    Феминистская теория 90-х годов:

    проблематизация женской субъективности 49

    Ирина Жеребкина

    1. Постановка проблемы и методологические предпосылки -


    1. Значение современной феминистской теории для гендерных исследований: проблематизация женской субъективности -

    2. Два подхода к проблеме женской субъективности в феминист ской теории: постановка проблемы - 2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности - 1) Структура истерии как «я»-эксцесс в философской концепции женской субъек тивности Люси Иригарэ - 2) Структура «оная» в философской концепции женской субъективности Рози Брайдотти -

    3. Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер - 4) Концепции квир-идентичнос-
    6

    ти (Тереза де Лауретис, Элизабет Гросс и Ив Кософски Сэджвик) - 3. Женская сексуальность в феминистской теории - 1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ - 2) Сексуальное различие в философской концепции Рози Брайдотти - 3) Джудит Батлер: сексуаль ность как «цитатность» и понятие «принудительной гетеросексуальности» - 4) Теории квир-сексуальности и их значение для современной феминистской теории - 4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма

    Гендерная проблематика в политических науках

    1. Гендерная проблематика в политической

    Теории 80

    Ирина Чикалова

    1. Новое женское движение - 2. Женщины в традиционной поли тической теории - 3. Феминистская методология в политической теории - 4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории - 1) Публичное и приватное пространство - 2) «Личное есть политическое» - 3) Концептуализация понятий «различие» и «сексуальное различие» - 5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма - 1) Феминизм и демократическая концепция гражданства - 2) Концепция обретения/осознания силы - 3) Те ория представительства - 4) Концепция интеграции - 5) Концепция маргинальности - 6. Политические требования феминизма - 7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы

    2. Политическая теория феминизма:

    Современные дебаты 107

    Сергей Ушакин

    1. Пол и политика: постановка проблемы - 2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма - 3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер - 4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер - 5. Значение и про блематичность аргументации «конкретной морали» в феминист ской политической теории Шейлы Бенхабиб - 6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе

    Социология гендера

    1. Социальное конструирование гендера:

    Феминистская теория 147

    1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика - 2. Теоретические основания - 1) Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана - 2) Этнометодо-логия Г. Гарфинкеля: случай Агнес как категоризация и осуществление гендера в повседневности - 3) Драматургический интеракционизм И. Гофмана: гендерный дисплей - 3. Основные положения - 1) Гендер и власть - 2) Задачи конструктивистского анализа - 4. Заключение

    2. Феминистская критика эпистемологических
    оснований социологии:

    Перспективы социологии гендерных отношений... 174 Елена Здравомыслова, Анна Темкина

    1 . Феминистская критика социологической эпистемологии - 1) Понятие феминистской эпистемологии - 2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания -

    3) Субъект познания: феминистские интерпретации -

    4) Объект познания: феминистские интерпретации - 5) Отно
    шения между субъектом и объектом: феминистские интерпре
    тации - 2. Альтернативные эпистемологии - 1) Женский опыт
    как основание феминистской эпистемологии - 2) Феминистс
    кий эмпиризм
    - «включение женщин» - 3) Феминистский по
    зиционный подход
    - 4) Социально-конструктивистская эпис
    темология
    - 5) Постмодернистская феминистская эпистемо
    логия
    - 3. Методы феминистского исследования - 4. Заключе
    ние: значение феминистской эпистемологии для социологии ген
    дерных отношений

    3. Феминистский подход к интерпретации
    качественных данных: методы анализа текста,
    интеракции и изображения 197

    Елена Мещеркина

    1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования - 2. Проблема выбора метода - 1) Партийность, анга жированность и «частичная идентификация» как методологи-

    ческие стратегии: проблемы и противоречия - 2) «Взгляд снизу» - 3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости» - 4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей - 3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы - 4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях - 1) Биографическое исследование - 2) Анализ дискурса - 3) Содержательный анализ - 4) Анализ и интерпретация изображений - 5) Анализ фото- и фильмома-териалов - 6) Психоаналитическая интерпретация текста - 7) Объективная герменевтика - 8) Конверсационный анализ - 9) Анализ языка тела - 5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии

    гендерная проблематика

    в экономической теории

    Елена Мезенцева

    1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли - 2. Частная сфера как объект изучения ген-дерной экономики - 3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики - 4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики - 5. Заключение. Возмож ности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины

    гендерная проблематика

    в исторических науках ,

    Наталья Пушкарева

    1. Введение: гендерная методология в истории - 2. «Ее история»: рождение исторической феминологии - 3. Что такое историческая феминология? - 4. Чего достигла историческая фемикология? - 5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории - 6. От «истории женщин» к «гендерной истории» - 7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-» - 8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма» - 9. Гендерная методология в науках о про шлом: перспективы 90-х годов

    9 Гендерная проблематика в психологии

    1. Г ендерные исследования в психологии 312

    Елена Иванова


    1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии -

    2. Пол (гендер) и мозг человека - 3. Гендерные различия в когни тивной сфере - 4. Гендер и эмоции - 5. Гендерные роли - 6. Ген дерная идентификация - 7. Гендерные стереотипы, предрассуд ки, установки - 8. Феминистская психология - 9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
    2. Феминизм и психоанализ 346

    Ирина Жеребкина


    1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения -

    2. Фрейдовская теория гендера - 3. Феминистская критика Фрей да - 4. «Жак Лакан: феминистское введение» - 1) Теориясубъективности: символическое в формировании гендерной идентично сти - 2) Женская субъективность как сексуальность - 5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления - 1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа - 2) Основные концепции феминистского психоанализа
    Тендерная проблематика в антропологии 370

    Елена Гапова

    1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии - 2. Значение и ограниче ния женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид - 3. Тезис «знание-власть» в антропологии - 4. Основные положения феминистского проекта в антропологии - 1) Жен щина как субъект в антропологии - 2) Концепция «обмена женщинами» Гейл Рубин - 3) Природа и культура как женское и мужское в антропологической концепции Шерри Ортнер - 5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стра тификации Джоан Хубер - 6. Феминистская критика антропологии - 1) Критика эволюционных теорий в антропологии - 2) Антиструктуралистская тенденция в антропологии и критика проблемы власти - 3) Феминистская антропология на современном этапе: гендерное неравенство в условиях глобализации

    10

    гендерная проблематика в философии 390

    Сергей Жеребкин

    1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии - 2. гендерная проблематика в античной фило софии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля - 3. Мизогиния и обоснование патриар-хатных отношений в философии средневековья - 4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации - I ) Руссо: женская чувственность в терминах разума - 2) Кант о различии мужского и женского разума - 3) Мери Уоллстонкрафт в защиту женских прав и женской эмансипации - 5. «Эпоха чувственности». Метафизи ческое оборачивание: новая концепция женского в философии ро мантизма - 6. Женское/телесное в философии Ницше - 7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы кон цептуализации женского - 8. Заключение. Особенности и значе ние философии феминизма для современного философского дискурса

    Гендерная проблематика в теории культуры

    1. Гендерная проблематика в парадигме
    культурных исследований 427

    Альмира Усманова

    1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-куль тура» - 2. Гендер и культура: антиэссенциализм как кулъту-рализм - 3. Культурология и/или «культурные исследования»


    • 4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

    • 5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендер ных и культурных исследованиях - 6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций - 1) Ген-дерные стереотипы культуры - 2) Гендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре - 3) Женщина как субъект визуальной культуры - 7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
    2. Женщины и искусство:

    Политики репрезентации 465

    Альмира Усманова

    1 . Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства - 2. Основные положения феминистской крити-

    ки: от понятия «женских образов» к проблеме репрезентации пола в искусстве - 3. Flashback : взгляд в недавнее прошлое феминистской критики - 4. Основные темы феминистской критики искусства - 5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»? - 6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации - 7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

    Гендерная проблематика в экологии 493

    Екатерина Карпенко


    1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма -

    2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма - 3. Основные концепции и направления экофеминизма - 4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
    Гендерная проблематика в языкознании 508

    Елена Горошко

    1. Возникновение и основные направления лингвистической ген-дерологии - 2. Возникновение феминистской лингвистики -

    3. Теоретические основы феминистской лингвистики - 4. Ос
    новные течения в феминистской лингвистике
    - 5. Граммати
    ческая категория рода и проблема референции
    - 6. «Дискурсив
    ное направление» феминистской лингвистики
    - 7. Р. Лакофф,
    Язык и место женщины - 8. Теория двух культур Д. Таннен -
    9. Феминистское планирование и реформирование языка. Новые
    гендерные политики
    - 10. Значение феминистской лингвисти
    ки для языкознания

    Феминистская литературная критика 543

    Ирина Жеребкина


    1. Введение: понятие феминистской литературной критики -

    2. Понятие женской литературы - 1) Теоретические подходы: понятие «гинокритики» - 2) Женско-центрированная литература: «время невинности» - 3) «Женский опыт» и «женская литература»: экстра-литературные критерии в литературе - 4) Проблемы и поиски новых теоретических оснований: критика концепций «женского авторства» и «женского опыта» в литературе - 3. Понятие «женского чтения» - 1) Основные по-
    12

    ложения теории «женского чтения» - 2) Критика теорий «женского чтения» - 4. Понятие «женского письма» - 1) Основные положения теории «женского письма» - 2) Критика концепций «женского письма» - 5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта» - 6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

    Мужские исследования: меняющиеся мужчины

    в изменяющемся мире 562

    Игорь Кон

    1. «Кризис маскулинности» и мужские движения - 2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности - 1) Биолого-эволюционный подход - 2) Психоаналитический подход - 3) Маскулинность и мужские роли - 4) От мужских ролей к гендерным идентичностям - 3. Маскулинность как история - 4. Заклю-

    Гендерная проблематика в праве:

    права женщин 606

    Светлана Поленина

    1. Права женщин в контексте прав человека - 2. Право женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность - 3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути - 4. Права женщин в экономической и социальной сферах - 5. Политические права женщин - 6. Заключение

    Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

    1. Теория и практика современного феминизма:

    Женское движение в США 635

    Людмила Попкова

    1. Введение. Новое женское движение в США и его разновидности - 2. Влияние книги Бетти Фридан Загадка женственности на развитие женского движения в Америке - 3. Либеральная концепция феминизма в женском движении США - 4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в США - 5. Концепция радикального феминизма в женском

    движении США - 6. Проблема сексуальности и репродуктивных прав в теории и практике женского движения США - 1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика - 2) Суламифь Фай-ерстоун. Диалектика пола: доводы для феминистской революции - 3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения - 7. Значение темы насилия для теории и практики женского движения США. Сьюзан Браунмиллер, Против нашей воли и Кэтрин МакКиннон, Сексуальные домогательства к работающим женщинам - 1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в США - 2) Роль лесбийской политики внутри женского движения - 8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму» - 9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении США - 10. Заключение: значение женского движения США для развития демократии

    2. Женское движение второй волны:

    Истоки, концептуализация и результаты 664

    Анна Темкина

    1. Женское движение как общественное движение: исследовательские подходы - 2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей - 3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии - 4. Влияние движения на политику

    Алфавитный указатель

    Предисловие

    Главная цель данного учебного пособия - способствовать внедрению новой академической дисциплины гендерных исследований в систему высшего постсоветского образования в тех формах, которые были апробированы в североамериканских университетах в период создания в них программ и кафедр по women " s studies (женским исследованиям) - либо в качестве основных учебных курсов, либо гендерных тем внутри отдельных социальных дисциплин.

    Необходимость учебного пособия по гендерным исследованиям для постсоветской академии вызвана интенсивной динамикой их развития за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин. 1

    Структурным принципом учебника - при всем понимании междисциплинарного характера гендерных исследований в целом - выбран тем не менее принцип дисциплинарности, соответствующий реальному опыту преподавания социальных дисциплин в постсоветской высшей школе в рамках обязательных учебных планов факультетов и кафедр (в первую очередь в государственных региональных вузах). В результате гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили и в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых, появившихся в качестве учебных дисциплин только в постсоветских университетах - таких как политология (разделы И. Р. Чикало-вой и С. А. Ушакина), антропология (раздел Е. И. Гаповой), культурология, или культурные исследования (раздел А. Р. Ус-мановой), экология (раздел Е. И. Карпенко). Кроме того, пред-

    См. базу данных на сайте ХЦГИ http :// www . gender . univer . kharkov . ua и электронную версию составленного Зоей Хоткиной справочника «гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто» по адресу http :// www . owI . ru / win / books / dbras _ who _ is _ who /
    15

    Ставлены дисциплины, которые не преподаются в постсоветских университетах, но с необходимостью являются частью североамериканских программ и курсов по гендерным исследованиям - например, мужские исследования (раздел И. С. Кона), феминистская теория, феминистская литературная критика, феминизм и психоанализ (разделы И. А. Жеребкиной), права женщин (раздел С. В. Полениной). Данный структурный баланс, учитывающий практики преподавания гендерных исследований как в североамериканских, так и в постсоветских университетах, на наш взгляд, способен обеспечить более мобильную и вариативную систему преподавания их в постсоветской высшей школе в целом. Вместе с тем данное учебное пособие демонстрирует следующую закономерность - выбранный в качестве основного принцип дисциплинарности на самом деле радикальным образом модифицирует академическую дисциплинарность традиционных/классических социальных наук, основанных на принципах классического универсализма, из-за междисциплинарной методологии гендерных исследований. Являясь междисциплинарными, гендерн ые исследования - как, возможно, ни одна другая постсоветская академическая методология - трансформируют и постсоветские социальные дисциплины, и сам принцип постсоветского высшего образования критикой классических/традиционных методологий и утверждением новых/неклассических моделей развития социального знания (см., например, разделы Е. А. Здра-вомысловой и А. А. Темкиной, А. Р. Усмановой, Н. Л. Пушкаре-вой, специально рассматривающие смену научных парадигм внутри отдельных дисциплин социального знания).

    Второй принцип, но уже не структуры, а методологии - это особая роль феминистской теории для гендерных исследований во всех разделах данного учебного пособия. В данном случае мы исходим из двух гносеологических тезисов: во-первых, на Западе гендерные исследования связаны с феминистской теорией и обязаны ей своим происхождением; во-вторых, хотя феминистская теория и идеология - сегодня лишь часть более широкой предметной области гендерных исследований (и учебник в целом исходит из замены феминистской теории гендерной, что специально подчеркивается в разделах Е. Р. Ярской-Смир-новой, И. С. Кона и Н. Л. Пушкаревой), однако для патриархат-ных культур, каковы бы ни были их разновидности, тема феминизма является до сих пор чрезвычайно актуальной - до тех

    Пор, пока и у нас феминистская теория и политики не дадут сколько-нибудь ощутимых результатов в изменении гендерного порядка в обществе и социального положения женщин.

    Именно поэтому последним разделом учебника является раздел о связи феминистской теории с женским движением (разделы Л. Н. Попковой и А. А. Темкиной) - с целью демонстрации определенных политических результатов как женского движения, так и гендерных исследований, являющихся для него теоретическим источником.

    Вместе с тем учебник заканчивается на результатах второй волны женского движения на Западе, оставляя ситуацию дальнейшего развития феминистской и гендерной теории и гендерных исследований открытой - как в западной культуре перехода к новому тысячелетию, так и в постсоветской транзитивной культуре, пытающейся сегодня выработать свои собственные темы и модели, а также, возможно, и методологию гендерных исследований. Потому что сегодня, на наш взгляд, это действительно открытые ситуации, обнаруживающие новые социальные проблемы в жизни женщин и мужчин. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что новые социальные изменения не будут происходить в худшую для женщин сторону.

    Возникновение и развитие гендерных

    исследований в США

    и Западной Европе

    Елена Ярская-Смирнова

    В этой главе мы рассмотрим эволюцию женских, гендерных и феминистских исследований на Западе, обсудим их задачи и особенности развития в североамериканских университетах, а также привлечем некоторые примеры академических программ Западной Европы и Великобритании.

    1. Возникновение и развитие женских исследований

    Связь женских исследований с новыми социальными движениями. Термин «гендерные исследования» (gender studies ) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women " s studies ) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies ).

    Женские исследования как академическая дисциплина уходят корнями в феминизм первой волны, в феминистскую критику традиционной науки и высшего образования, которая стала особенно влиятельной после опубликования в 1949 году книги Симоны де Бовуар Второй пол. Ряд курсов по вопросам роли женщин в истории и литературе существовал и ранее, правда, они были разрозненными и единичными; таким образом, вплоть

    До начала 1970-х годов женские исследования не фигурировали под таким именем в университетах и колледжах США.

    Несмотря на продолжающиеся теоретические споры о том, считать ли женские исследования прямым или косвенным следствием женского движения, а также непрекращающуюся теоретическую дискуссию о характере связи академического феминизма и практики женского движения, факт остается фактом: первые курсы женских исследований в высшей школе США были организованы непосредственно под влиянием женских движений 1960-1970-х годов. Теоретический анализ в то время считался важнейшим условием социальных изменений (что, кстати, было характерно для эмпирической американской социологии в целом), а исследование угнетения женщин ассоциировалось с поиском политических и социальных возможностей преодоления неравенства в патриархальных и капиталистических обществах. Тесная связь теории и практики была главным принципом развития данной академической дисциплины в США, а политический характер знания, в том числе - и особенно - феминистского, казался не только совершенно очевидным, но и необходимым.

    Женские исследования в США возникли, во-первых, одновременно с этническими (ethnic studies ) и черными (black studies ) исследованиями в ответ на растущую критику в адрес консерватизма и дискриминационных политик в академии, и, во-вторых, как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщин и других маргинализованных групп в обществе. В эти годы женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за свои гражданские и экономические права. Утверждая, что «личное есть политическое», феминистки начали открыто обсуждать то, о чем раньше говорилось лишь шепотом - например, сексуальность, изнасилование, сексуальное насилие в форме инцеста и домашнее насилие. Для феминисток было ясно, что все эти проблемы неразрывно связаны между собой, и чтобы достичь свободы для женщин, необходима борьба по каждому отдельному вопросу.

    Академические, социальные и политические цели феминистского освободительного движения развивались бок о бок с освободительными движениями чернокожих, американских индейцев и сексуальных меньшинств, движениями за гражданские, студенческие права и антивоенными выступлениями. Все эти

    Социальные группы, имеющие представителей в академическом сообществе и вне его, убедительно доказывали, что их культурные практики, жизненный опыт и представления о социальном мире очень важны для понимания, развития и трансформации современного общества. Эти движения, получившие название политик идентичности, способствовали институциализации программ женских и гендерных исследований, а также программ изучения расы и сексуальности в американских университетах. Кроме того, деятельность этих движений привела к увеличению числа женщин и представителей меньшинств в различных академических сферах.

    Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960-х-1970-е годы) - создание новой академической дисциплины женских исследований (women " s studies ). Первая программа женских исследований была открыта в 1969/70 учебном году в университете Сан-Диего. В тот год в университетах США в целом насчитывалось лишь 17 лекционных курсов о женщинах. Однако к 1980 году число таких курсов выросло до 20 тысяч, а количество программ, или специальностей, существующих в рамках традиционных или новых самостоятельных кафедр и факультетов, уже равнялось 350.

    Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических социальных и гуманитарных дисциплин - в основном, в литературе, истории, философии, социологии и психологии. Преподавание многочисленных и разнообразных курсов было начато официальным и неофициальным образом, в различных условиях, часто по настоянию студентов. Первые феминистские требования, предъявляемые к университетам, были связаны с «внесением» женщин в учебные планы, учебники, издательские каталоги. Также были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе несправедливо забытые труды женщин, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин

    1. Абибунова Н.И. Что такое гендер?// Общественные науки и современность. - 1996. № 6. - С. 123-125

    2. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.//Вопросы психологии. - 1985. № 3. - С. 135-140

    3. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - № 5.

    4. Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. - С. 9-26.

    5. Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.

    6. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 708 с.

    7. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 991 с.

    8. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; 2001. - 412 с.

    9. Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы. Дисс. канд. психол.наук. М., 1990. - С. 127-130.

    10. Воронина О.А. Философия пола. - М.: Русское слово, 1998. - 407 с.

    11. Воронцов Д. В. Что такое гендер // Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20.

    12. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.

    13. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. - М.: РОО МЦГИ - ООО «Солтэкс», 2005. - С. 19.

    14. Жалимбетова Р. Б. Гендерные исследования: история и современность // http://giacgender.narod.ru/n4tl.htm.

    15. Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности // Вопросы психологии. - 2011. №1. - С. 106 - 116.

    16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.

    17. Ильиных С.А. Специфика гендерных исследований: важные детали: Монография / С.А.Ильиных. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 234с.

    18. Клецина И. С. Гендерные исследования в отечественной психологии: история развития и теоретические подходы // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8-9 декабря 2000 года). Минск, 2001. - С. 168-177.

    19. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3. - С. 27.

    20. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. - 2003. - №1.

    21. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. - 408 с.

    22. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального в человеке. - М.: Медицина, 1975. - 776 с.

    23. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис.... канд. психол. наук. - М.: 2008. - 178 с.

    24. О.В. Митина, В.Ф. Петренко. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. - 2000. - №1.

    25. Орехова А.В. К вопросу о постпрофессиональной адаптации женщин-спортсменок после окончания спортивной карьеры в СССР и Российской Федерации // http://ms-solutions.ru/index.

    26. Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот «гендер»? // Социальная история 1998/1999. М., 1999. - С. 155.

    27. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 6-11; 23-31.

    28. Степанова Л.Г. Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений // Семья в России. - 2007. - № 4.

    29. Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии. // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.

    30. Хасан Б.И., Тюменева ЮЛ. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - № 3.

    31. Ю.Е. Алешина и А.С. Волович Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии - 1991. - № 4. - С. 74-82.

    Поделиться