Муромский спасо-преображенский мужской монастырь - христианство - религии - каталог статей - роза мира. Описание Спасо-Преображенского мужского монастыря в г

Спасский мужской монастырь XV-XVI вв., деревянные же постройки монастыря на этом месте были с X-XI вв. Впервые о нем упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре. Спасский монастырь, в композиционном центре которого расположен Спасо-Преображенский собор, является одним из самых древнейших сооружений на Муромской земле, расположен в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки. О монастыре впервые упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил на подступах к городу сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре, и «…горожане вземше Изяслава, положиша и в монастыри Святого Спаса... »

Монастырь многие столетия был одним из важнейших оборонительных плацдармов города. По преданию, монастырь возник на месте укреплённого двора первого Муромского князя Глеба (Борис и Глеб - младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987—989 гг. Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; русская православная церковь в 1071 г. причислила Бориса и Глеба к лику святых), построившего деревянную церковь Всемилостивого Спаса. Его первоначальное наименование - «Спасский, что на бору». «Да на посаде ж в Спасской и Никольской улице монастырь Спасский, а на монастыре церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная а пяти верстах… а монастырь и на монастыре церкви и в церквях Божия милосердия образы и освечи и книги и ризы и на колокольце колокола и все монастырское строение Государево, а иное мирское» (Писцовая книга города Мурома, составленная Б.Д. Бартеневым. С. 160).

Спасо-Преображенский собор - памятник архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м гг. По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехапсидный пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса. Собор в плане квадратный, внутри разделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор выглядел подчёркнуто монументально. Фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, каждая из которых завершена полукружными кокошниками. Полуциркульные закомары5 опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя рядами кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана - восемью кокошниками. Здание стоит на небольшом фундаменте. Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей. Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды. Истоки подобного подхода к решению храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени.

Облик Спасского храма за века его существования был значительно изменён. Шлемовидные формы глав XVI в. заменены луковичными XVII века. Здание собора несколько потеряло свои первоначальные формы в связи с пристройкой с западной стороны трапезной по проекту архитектора Я. Петрова в 1839 г., растёсаны оконные проёмы, перспективные порталы превращены в обычные дверные проёмы с полуциркульным завершением (1841 г.). В 1885 г. в соборе вместо сгнивших внутри стенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом, стены и своды внутри и снаружи отштукатурены. Не сохранилась примыкающая к одному из фасадов «каменная колокольница» (возможно, плоская кирпичная звонница с арочными проёмами для колоколов), которая строилась одновременно с собором. Существенные перестройки были проведены при реставрации Спасского собора в 1885 г. В 1990-е гг. храм восстанавливается по научному проекту. Сохраняются некоторые перестройки, несущие на себе отпечаток различных эпох, которые только обогащают общее восприятие памятника, не разрушая его целостного архитектурного образа.

Покровская церковь монастыря построенная в 1691 г. на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома, расположена с северной стороны собора. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направлении. Из-за перестроек церковь потеряла первоначальный вид, утратила некоторые архитектурные детали, но она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна ещё и тем, что она одновременно являлась одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. По описи капитана Фёдора Сенявина, проведённой в 1673 г., известно, что «церковь каменная и тёплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под одною церковью хлебня, поварня и кладовых три палатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчёркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Настоятельный корпус Спасского монастыря - единственное из сохранившихся в городе кирпичных гражданских зданий XVII века. Настоятельный корпус построен в 1687 г. в исключительно скромных архитектурных формах. Прямоугольное двухэтажное здание, вытянутое с севера на юг, расположено с западной стороны собора. Оконные проёмы обрамлены простыми тягами в виде валиков. Настолько же просты и треугольные фронтончики6 над окнами. Николо-Ильинская часовня двухъярусная, восьмигранная с пирамидным верхом, построена в псевдо-русском стиле в 1889 г. на месте северо-западной башни монастырской ограды (архитектор Петров).

В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами. В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви), а затем и разобрана в 1807-1810 гг. В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, "колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его". К прошению прилагался "план с фасадом". Осуществлен этот проект до конца не был. Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Не был устроен и храм над св. вратами - "за теснотою и... за неимением в нем особенной надобности". В этой связи следует отметить, что в официальных документах надвратная церковь ошибочно именуется церковью Кирилла Белозерского; тогда как церковь Кирилла Белозерского, находившаяся над северными св. вратами, была упразднена и разобрана, а ныне существующий над западными св. вратами объем как церковь никогда освящен не был.

Расположенная в западной части Спасского монастыря, над главным въездом на его территорию, надвратная церковь является одним из основных композиционных элементов комплекса - памятника архитектуры Федерального значения. Объемно-планировочная структура надвратной церкви восходит к традиционной схеме надвратной церкви-колокольни: к квадратному в плане столпообразному центральному объему над святыми вратами с севера и юга примыкают прямоугольные в плане "крылья" меньшей высоты, под одним из которых (северным) устроены проездные ворота, первый ярус южного крыла занимала лестница, ведущая на второй ярус (собственно "церковь"), третий ярус - ярус звона ("колокольня"), предусмотренный проектом (имеется винтовая лестница в толще южной стены центрального объема), не был построен, что наложило определенный отпечаток на существующий облик памятника. Западная арка святых врат сочетает в себе явно разновременные элементы, некоторые из которых, возможно, были возведены ранее 1809 г. (в ХVII - XVIII вв.?), а затем включены в объем надвратной церкви. Архитектурное оформление западного фасада: руст, круглые окна второго яруса, профиль карнизов - позволяет отнести надвратную церковь к "классическому стилю". Длительное время - вплоть до 1995 г. - комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки.



В. Муромский Спасо-Преображенский монастырь. 3 класса, в городе Муроме. Основан в 1098 году; перестроен в XVI и XVII веках. Из древних икон замечательны: Преображения Господня, Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Богослова и другие (1637 год) и аналойная икона с вызолоченным крестом с мощами (1693 год). В ризнице хранятся: Евангелие, напечатанное в Вильне в 1575 году, и напрестольный серебряный крест с изображением Распятия (1638 год); на колокольне древний колокол XVII века около 20 пудов.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Некрополь Спасского монастыря - одно из древнейших кладбищ Мурома. Первое упоминание о погребении при Спасо-Преображенском монастыре восходит в 1096 г., когда здесь было похоронено тело князя Изяслава Владимировича, сына великого князя Владимира Мономаха, погибшего в междоусобице. В XIV-XVII вв. некрополь Спасского монастыря был местом захоронения знати, бояр, дворян, духовенства и рядовых граждан. Среди них бояре Кравковы, дворяне Столыпины, Чертковы, Елизаровы, Дурасовы, Языковы и многие другие. В 1796 г. под кладбищем и Спасо-Преображенской церковью находилось 253 кв. сажен земли (свыше 530 кв. м).

Некрополь Спасского монастыря просуществовал до 12 июня 1929 г. и был закрыт по постановлению Муромского горсовета. Кладбище уничтожили, могилы сравняли с землёй, на месте древнего монастырского некрополя разбили солдатский плац, просуществовавший до 1995 г. В настоящее время известно более 350 имён людей, погребённых на кладбище Спасо-Преображенского монастыря.

Информация с плаката на месте разорённого монастырского кладбища.



Несмотря на оживлённость и близость к реке, местность, где впоследствии был возведён монастырь, представляла собой удалённую от центра города лесную опушку, вокруг которой возвышались остатки древнего бора. В связи с этим раньше он так и назывался «Спасский, что на бору».

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь, согласно преданию, был основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли. В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII-XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию, в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители. В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме. В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря Кириллу (Епифанову), тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С.В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С.Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря. Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».
В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006), часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.

На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.

В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.

http://spass-murom.ru/istorija/



В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658-1662 гг.) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя «яко у царя тако поют». В 1662 г. архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона (1657-1674 гг.) был отстранен от управления монастырем, а в феврале 1666 г. вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1680-е гг. в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.

В 1720-е гг. монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение - школа для обучения священнических детей. 26 января 1765 г. в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.

В 1866-1868 гг. монастырём упралял архимандрит Гавриил (Воскресенский) - в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/



Первое упоминание о муромском Спасском монастыре находится в русских летописях под 1096 г.: "В лето 6604 (1096 г.) ... Того же лета иде Олег к Мурому на Изяслава Воломеровича. И посла Олег Изяславу, глаголя: "иди в волость отца своего и в Ростов, а то власть отца моего". И не послуша Изяслав его и поиде противу Олга, и победи Олег Изяслава, и уби Изяслава Володимеровича месяца сентября 6. А Олег вниде в град, а Изяслава положи в монастыри у святаго Спаса, а от туду везоша в Новгород Великий и положиша в святей Съфии на левой стране...".

В середине XVI в. после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань, в Муроме воздвигли ряд каменных храмов, в том числе Спасо-Преображенский собор (точная дата постройки не известна).

В 1616 г. город подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Лисовского. В результате набега пострадал и Спасский монастырь. Поляки разграбили церкви, ободрали с икон серебряные ризы и драгоценные камни.

В 1636 г. территорию монастыря (длиной вдоль реки - 104 сажени /210 метров/ и поперек - 80 сажен /160 метров/) окружала деревянная ограда в виде частокола - "в заметы". Внутри обители стоял каменный пятиглавый Спасо-Преображенский собор, каменная теплая, т.е. зимняя, Покровская церковь, над святыми вратами также каменная церковь Кирилла Белозерского. В 1636 г. в монастыре проживало 28 монахов.

Покровский храм подвергался многочисленным перестройкам. Так, в 1691 г. на средства митрополита Сарского и Подонского Варсанофия храм переделан в двухэтажный. Тогда же к трапезной этого храма пристроили хозяйственные сооружения - хлебню и поварню. Перед трапезной находился каменный погреб и три сушильных амбара. Всади амбаров стоял рубленый конюшенный двор с избой. Из других построек монастыря XVII в. можно выделить деревянную поварню, две житницы с монастырским хлебом, два сарая с кирпичами. Около 1687 г. тем же Варсанофием был возведен каменный 2-х этажный настоятельский корпус - первая каменная гражданская постройка г. Мурома.

По указу из рязанского архиерейского дома от 21 июня 1725 г. в Спасском монастырь было открыто духовное училище - первое в городе: "да в том же монастыре по Духовному Регламенту для учинения священнических детей быть школе, понеже де оной град Муром от Переславля - Рязанского в дальнем расстоянии, и для приезду подворья себе не имеет...". В 1725 г. в Спасском монастыре находились архимандрит и 19 монахов.

В 1757 г. на средства муромского купца Павла Петровича Самарина была построена каменная трехъярусная колокольня с восьмигранный шатром. (Разобрана в 30-е гг. ХХ в.; в настоящее время восстановлена).

В 1807-1810 г.г. вокруг монастыря сооружена каменная ограда. Во время строительных работ надвратную церковь Кирилла Белозерского разобрали и перенесли с северной стены на западную, где находится и поныне. В память старого храма на территории Спасского монастыря до 20-30-х г.г. XX в. стояла небольшая часовня, ныне утраченная.

В 1886 г. в монастыре подзивались: архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 17 послушников.

В 1891 г. на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус с домовой церковью.

Монастырь был закрыт в 1918 г. по обвинению в участии в Белогвардейском мятеже. В 1925 г. церковное имущество бывшего Спасского монастыря было передано местному музею. В 1926-27 гг. два корпуса Спасского монастыря арендовала фабрика "Красный луч".

22 октября 1926 г. иконостас из архиерейской домовой церкви Спасского монастыря продали группе верующих из деревни Прудищи за 150 руб.

В 1930-е гг. монастырь занят военным ведомством. В эти же годы уничтожен некрополь Спасского монастыря.

Весной 1995 г. воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. 23 апреля - в день Воскресения Христово - состоялось торжественное освящение территории обители. 19 августа 1995 года в Спасо-Преображенском соборе прошло первое богослужение, приуроченное храмовому празднику обители - Преображению.

Полное собрание русских летописей. - Т.30. - Владимирский летописец. - М., 1965. С.52.; Писцовая книга г. Мурома 1636 г. // Муромский историко-художественный музей. М-2225, рукопись Н.Г. Добрынкина, XIX в.; Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. - Владимир. 1906. С.61.; Писцовая книга г. Мурома 1636 г. - Указ. Соч.; Монастыри, соборы - Указ. Соч.; Материалы для истории Владимирской губернии. Вып.1. - Владимир, 1901. С.44.; Мисаил (Смирнов). Муромский Спасский монастырь // Владимирские епархиальные ведомости. 1887, часть неофициальная.

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром - древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни...

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма - необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония - покровители семьи.

В православные праздники - многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме - спортзал, в другом - склад, на территории - военный плац, три казармы (одна - в братском корпусе).

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей. За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную, необычайную.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой - она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали...

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие - со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. - от поляков, в ХХ в. - от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Паломнические поездки к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю в г. Муром

  • Поездка из Вологды в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Владимира в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Обнинска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Коломны в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Великого Новгорода в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Тюмени в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Дзержинска (Нижегородская обл.) в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Королёва в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Йошкар-Олы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Старицы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Кирова в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Киева в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Арзамаса в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Зарайска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Ярославля в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Смоленска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Гороховца в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Фряново (Московская обл.) в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Волгограда в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Валдая в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Саратова в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Мурома в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Ставрополя в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Костромы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Минска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Астрахани в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Брянска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Воронежа в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Торжка в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Фрязино в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Орла в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Саратова в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Энгельса в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Сергиева Посада в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром

С вершины холма, на котором расположен Спасо-Преображенский монастырь города Мурома, открывается божественная красота необозримых далей. Эти поистине былинные края помнят многих святых, воссиявших в земле русской. Здесь славили Бога небесные покровители семьи Пётр и Феврония, здесь копил свои силы богатырь Илья Муромец и сюда же не раз наведывался смиренный старец Серафим Саровский. Многое помнит земля муромская и монастырь, ставший неотъемлемой частью её истории.

Первый луч православия в муромских землях

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, являющийся древнейшим в России, был основан князем Глебом Владимировичем - сыном князя Владимира, принесшего на русскую землю свет православия. Получив в 1015 году от отца во владение город Муром, жители которого по тем временам ещё утопали во мраке язычества, молодой князь счёл за благо не останавливаться в нём, а основать свой двор поднявшись вверх по Оке и выбрав для него место на крутом, поросшем густым лесом берегу.

Ревностный христианин, он в скором времени повелел воздвигнуть рядом со своим княжьим теремом храм, и когда среди вековых сосен поднялись его бревенчатые стены, озаботился спасением не только своей души, но всех тех язычников, повелителем и господином которых являлся. Крещение столь обширного и затерянного в лесах края - дело многотрудное и требующее времени, вот и вразумил его Господь начать просвещение Муромской земли с основания обители.

Свидетельства рукописных памятников прошедших веков

О том, когда и кем был основан Спасо-Преображенский монастырь (Муром), подробно рассказывается в древнейшем рукописном памятнике, дошедшем к нам из XVI века. О столь древнем происхождении обители свидетельствует и другой исторический документ XII века. В нём рассказывается о том, что в 1096 году вблизи монастырских стен погиб в бою с князем Олегом другой муромский правитель - князь Изяслав Владимирович (сын Владимира Мономаха).

Сохранили древние рукописи память и о кончине ещё одного благочестивого князя Юрия Изяславовича, правившего с 1162 по 1174 год. Местом его упокоения, как свидетельствует стал Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, на территории которого его повелением была возведена новая церковь и установлена колокольня. О том, была ли она каменная или бревенчатая, как её предшественница, построенная князем Глебом - неизвестно. Говорится лишь о том, что именно в ней погребли его тело.

Следующим по хронологии дошедшим до нас историческим документом, в котором упоминается Спасо-Преображенский монастырь (Муром), является летопись конца XV века. В ней рассказывается о том, как в 1467 году новгородский боярин Фёдор Борецкий - сын знаменитой посадницы Марфы, возглавившей борьбу вольного города Новгорода за независимость от Московского княжества, перед смертью сподобился принять в монастыре иноческий постриг. Надо заметить, что это было в обычаях того времени - на пороге смерти отрешиться от всего земного и в «ангельском чине» отойти в иной мир.

Город, ставший военным лагерем

Во время победоносного похода на столицу Казанского ханства, предпринятого Иваном Грозным, один из маршрутов следования русского войска пролегал через Муром. Спасо-Преображенский мужской монастырь был местом его пребывания в течение двух недель, во время которых строились плоты и струги для переправы через Оку.

Исторические хроники сообщают, что в июле того года город был похож на военный лагерь. На улицах были разбиты многочисленные походные шатры, осенённые боевыми флагами, и всюду виднелись ратники, и слышался звон оружия. Здесь же царь наблюдал с высоты левого берега, на котором находился монастырь, за переправой отдельных частей через Оку, туда, где начинались Саканские леса.

Государева клятва

В те дни воинство Ивана Грозного пополнилось и муромской дружиной. Предание гласит, что, покидая монастырь, государь поклялся в случае победы над супостатом построить в нём каменный храм. Как известно, этот поход закончился и в 1655 году по его слову был воздвигнут не один, а несколько храмов, среди которых особо выделяется Спасский собор, для которого государь пожертвовал драгоценную книги, иконы и богатые облачения.

Несмотря на многократные перестройки, этот собор дожил до наших дней, и в целом сохранил первоначальный облик. При виде его даже беглого взгляда достаточно, чтобы на память пришли очертания Московского Успенского собора, столь близки они по своим архитектурным особенностям. Это и пятиглавие, столь характерное для московского стиля той эпохи, и скромная орнаментация фасадов, и строгие, лаконичные пропорции обоих зданий, создающие впечатление монолитности и суровой простоты.

Известно, что Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме во многом обязан Ивану Грозному своим экономическим расцветом. Государь отписал в его собственность многочисленные вотчины - земельные владения с холопами, ставшими его собственностью. Своим трудом крестьяне избавили братию от заботы о хлебе насущном, позволяя ей предаваться лишь душеспасительным подвигам.

Набег иноземных грабителей

В одной из исторических хроник, датируемых 1637 годом, есть запись о том, что в 1616 году, то есть в самом начале царствования Михаила Фёдоровича - первого государя из Дома Романовых, вооружённый литовский отряд под командованием Александра Лисовского захватил Муром. Спасо-Преображенский мужской монастырь, относительно благополучно переживший Смутное время, был в эти дни разграблен, а те из насельников, кто оказал сопротивление врагу, убиты. Имя этого предводителя кавалерийского отряда, многократно запятнавшего себя грабежами мирного населения, вошло в историю и стало синонимом насилия и произвола.

Наказанное непокорство

Яркой и полной драматизма страницей в истории монастыря стали события, последовавшие в результате церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Как известно, среди проводимых им новшеств были значительные изменения в порядке богослужений, введение в употребление заново переведённых с греческого языка церковных книг, замена прежнего двуперстия при на троеперстие и многое другое.

Эта реформа, рациональная по своей сути, но проводимая в жизнь поспешно и непродуманно, вызвала протест в самых широких слоях общества и стала причиной последствия которого ощущаются и по сей день. Как свидетельствуют исторические хроники, в те дни одним из оплотов старообрядчества стал Спасо-Преображенский монастырь (Муром).

Его настоятель архимандрит Антоний неоднократно обращался не только к возглавляемой им братии, но и к жителям города с воззваниями, в которых осуждал изменения, нарушавшие привычный, установившийся веками порядок церковной жизни. Особой же критике подвергалось требование креститься тремя перстами. Он даже направил послание царю Алексею Михайловичу, в котором подробно по пунктам излагал все претензии по отношению к проводимой реформе.

Столь неистово радея о попранном, по его мнению, древнем благочестии, пастырь не принял во внимание одну крайне важную вещь - реформа была не только одобрена царём, но и проводилась под его личным покровительством. Следовательно, критикуя её, он шёл наперекор царской воле, а в какие времена на Руси это сходило безнаказанно?

Случилось то, чего и следовало ожидать. В 1662 году строптивец был отстранён от управления монастырём, а через некоторое время вызван в Москву, где его дело разбиралось проходившим в то время Поместным собором. Не помогли ему ни всенародно принесённое покаяние, ни прежние пастырские заслуги. За дерзость и вольнодумство он был лишён сана и, как простой чернец, отправлен на послушание в дальний и бедный монастырь, где провел остаток своих дней.

Последующие десятилетия в жизни обители

Весьма благодатным в хозяйственной жизни монастыря оказалось последнее десятилетие XVII века. Это произошло благодаря щедрым пожертвованиям, неоднократно вносимым в его казну митрополитом Варсонофием - выходцем из старинного рода богатых муромских купцов Чертковых. Его щедротами был возведён каменный настоятельский корпус и произведена реконструкция требовавшего ремонта Покровского храма.

Времена правления Петра I не были наполнены значительными событиями, вошедшими в историю монастыря. Единственным существенным нововведением за этот период было открытие на его территории единственного в городе учебного заведения - школы, где обучались дети священников. Даже несмотря на то что число учащихся в ней было невелико, её заслуга очевидна, так как именно она стала первым очагом грамотности в этом обширном крае.

Тяготы екатерининского времени

Немало трудностей и невзгод претерпел Спасо-Преображенский монастырь (Муром) в годы правления Екатерины II. Его экономическое благополучие сильно подкосила проводимая ею политика секуляризации, то есть изъятия из владения монастырских земель, часто являвшихся основным источником доходов их собственников. Лишённый дарованных ему ещё во времена Ивана Грозного наделов, монастырь начал приходить в упадок.

Ситуация осложнялась и тем, что на основании указа, поступившего из Санкт-Петербурга в 1765 году, была упразднена находившаяся неподалёку мужская Борисоглебская обитель, и её насельников перевели в Спасо-Преображенский мужской монастырь (г. Муром). Доходов от этого, разумеется, не прибавилось, а количество ртов увеличилось. Пришлось боголюбивым инокам ещё теснее затянуть пояса своих ряс.

Чудотворная афонская икона

Полоса испытаний, ниспосланных монахам за их прежнюю гордыню, продлилась до семидесятых годов следующего столетия, когда настоятелем обители назначили архимандрита Антония (Ильина). Застав хозяйство в крайне плачевном состоянии, этот смиренный, но весьма практичный пастырь начал с того, что отправился в паломничество на святой Афон, чтобы там испросить помощи у Небесных сил.

Его молитвы были услышаны, и назад он вернулся с чудотворной иконой Божьей Матери «Скоропослушница», которая сразу привлекла к себе толпы паломников и тем обеспечила приток средств в монастырскую казну. Благодаря этому, в течение последующих лет удалось отреставрировать и привести в надлежащий вид все обветшавшие к тому времени монастырские постройки.

Кроме того, в 1892 году возле южной стены обители было выстроено кирпичное трёхэтажное здание, в котором разместились братские кельи, а в 1907 году построена ещё одна церковь, на этот раз в честь мучеников Херсонесских. Это было последнее строительство, предпринятое в монастыре. Неумолимо надвигалась катастрофа, повергшая во прах великую империю и на долгие десятилетия оторвавшая российский народ от его духовных корней.

Под гнётом богоборческой власти

Вскоре после вооружённого переворота, происшедшего в 1917 году, Спасо-Преображенский монастырь (Муром), адрес которого с этих пор стал обозначаться по имени революционера И. Н. Лукина, был закрыт. Поводом к тому послужило участие его настоятеля епископа Митрофана (Загорского) в антибольшевистском восстании, вспыхнувшем в Муроме в июле 1918 года и организованным белогвардейским подпольем. Однако находившийся в нём Преображенский собор ещё два года продолжал действовать в качестве приходского храма. Открытым оставалось и монастырское кладбище, где производились захоронения гражданских лиц.

В двадцатые годы стоял вопрос о передаче монастырских помещений в ведение Муромского краеведческого музея, но к концу десятилетия в них разместилась воинская часть, а несколько зданий заняло городское управление НКВД. Святыни Спасо-Преображенского монастыря (Муром) были частично переданы в музейные фонды, а в большинстве своём просто уничтожены или разграблены.

Возвращение монастыря (точнее, его руин) в лоно церкви

Процесс возвращения верующим их исконной собственности начался в 1990 году, когда представители инициативной группы, созданной в городе, обратились в открытом письме к руководству горисполкома с просьбой передать Спасо-Преображенский монастырь (Муром), адрес которого: ул. Лакина, 1 а, во владение вновь создаваемой монашеской общины. Их инициатива была поддержана академиком Д. С. Лихачёвым, обратившимся за содействием к высшему церковному руководству.

Преодоление трудностей, возникших на этом пути, заняло почти пять лет, но, наконец, расквартированная на территории монастыря воинская часть переехала на новое место, освободив все сохранившиеся до наших дней помещения. Тогда же наместником возрождающейся обители стал иеромонах Кирилл (Епифанов).

По его воспоминаниям, картина, представившаяся ему при первом посещении обители, была поистине удручающей. Казармы, оставленные военными, были полуразрушены, а здания храмов были лишены не только куполов, но даже кровли. Учитывая, что денег на их восстановление не было, можно представить во всей полноте сложность проблемы, стоявшей перед наместником.

Вторично выручила монастырь та самая икона Божьей Матери «Скоропослушница», привезённая когда-то с Афона архимандритом Антонием и чудесным образом возродившая тогда его материальное благополучие. И хоть в этот раз она была обретена не в Греции, а в фондах местного музея, где хранилась в течение долгих лет, чудо повторилось с поразительной точностью - к ней вновь потянулись толпы паломников, а вместе с ними наладился и приток средств, которые не мог выделить на восстановление святыни г. Муром.

Спасо-Преображенский монастырь в период с 2000 по 2009 год получил также значительную материальную поддержку со стороны Счётной палаты РФ, благодаря чему удалось завершить весь намеченный комплекс восстановительных работ. Сегодня он восстановлен во всем своём первозданном виде и вновь приобрёл значение одного из наиболее значимых религиозных центров России.

Спасо-Преображенский адрес и организация поездок

В настоящее время завершена большая и ответственная работа. Возрождённый после десятилетий духовного упадка, царившего в стране, Спасо-Преображенский монастырь (Муром), фото которого можно увидеть в этой статье, привлекает к себе не только верующих, направляющихся к нему, прежде всего, для поклонения святыням, но и тех, кто, не отождествляя себя с религией, проявляет интерес к прошлому нашей страны.

Для всех, несомненно, притягательным является комплекс исторических зданий. Он состоит из пяти объектов, главным из которых является собор, построенный в 1552 году благодаря пожертвованиям, которые внёс Иван Грозный в Спасо-Преображенский монастырь в Муроме. Расписание богослужений, возобновлённых в нём после завершения работ, в целом соответствует графику служб во всех православных храмах страны. В будние дни утром они начинаются в 8:00, а вечером в 17:30. В праздничные и воскресные дни к ним добавляется поздняя литургия в 10:00.

Об истории обители и обо всём, что происходило за долгие века в её стенах, можно узнать из рассказов квалифицированных гидов, проводящих в ней экскурсии. Тем, кого влекут в монастырь религиозные чувства, для организации поездок следует обращаться: Муром, Паломнический центр Спасо-Преображенского монастыря. Связаться с ним можно через принадлежащий обители интернет-сайт. Желающих самостоятельно организовать своё паломничество также ждут в этой обители, расположенной по адресу ул. Лукина, 1 а.

Монастырские святыни

В Спасо-Преображенский монастырь которого включает в себя как общие номера мужского и женского отделений, так и отдельные для приезжающих семей, ежегодно съезжаются многочисленные группы паломников. И это вполне закономерно, учитывая значение святынь, хранящихся в стенах обители.

Кроме богородичной иконы «Скоропослушницы», о которой уже упоминалось в статье, все приехавшие имеют возможность поклониться одной из наиболее почитаемых икон святого преподобного Серафима Саровского. Она была написана в начале прошлого века сразу после его канонизации сёстрами основанной им Дивеевской обители и хранит в себе частицу святых мощей старца. В 2006 году к этим святыням прибавилась серебряная рака с мощами святого преподобного Ильи Муромца, ставшего в народном эпосе прообразом знаменитого богатыря - героя легенд и былин. Также и вся история монастыря воспринимается как дивная песнь вещего бояна, ожившая и ставшая зримой в наши дни.

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром , святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

Илия Муромец - легендарный уроженец Мурома и великий защитник Русской земли в конце жизни постригся в монашество в Киево-Печерском монастыре, отошел ко Господу около 1188 года и был прославлен в лике святых в 1643 году. Ныне мощи святого почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры.

Частица мощей в соборном храме Спасо-Преображенского монастыря помещена в украшенную серебром шуйцу скульптуры.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХVII в. - от поляков, в ХХ в. - от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Святые ворота

Спасский собор

Поделиться