Русское народное вече. Вече - что такое? Каковы его функции? Народное вече в древней руси

Сегодня мы поговорим о том, что значит "вече". Это народное собрание, которое было очень распространено на Руси с древних времен. Почему такое большое значение историки придают этому незначительному ростку демократии?

Вече: что такое?

Вече - это народное собрание. Оно могло состоять из городской знати или родоплеменной общности. Возникло вече в древней и средневековой Руси. Считается, что оно существует с 859 года. Узнать точную дату получилось благодаря сохранившимся письменным документам, которые рассказывали и описывали вече. Значения слова нам известны разные. Но часто под ним подразумевается собрание большого количества людей, которые объединены общей задачей.

Причиной возникновения веча стало желание простых крестьян и рабочих добиться прямого народовластия. При этом устроить самоуправление более организованным способом было практически невозможно. Поэтому простое собрание людей, которые высказывали своё мнение, стало идеальным вариантом.

Вече - каким оно было в Древней Руси? Для того чтобы понять это, следует вспомнить тот факт, что народные собрания были распространены до христианизации и образования феодальной государственной власти. После этих событий подобные сборы просуществовали ещё определённое время, но особого веса глас народа больше не имел. Это коренным образом повлияло на население, которое усвоило, что его мнение мало волнует власть имущих.

Для чего?

Мы разобрались, что такое вече. Но для чего его собирали? Неужели сбор народа был необходим для решения мелких и несущественных проблем? Конечно, нет. Наши предки встречались на площади для того, чтобы совместно принять важное решение, которое может повлиять на судьбу каждого из них. Чаще всего люди собирались для того, чтобы избрать воеводу или князя для управления городом, союзом или краем. Из этого становится понятно, что вече было распространено не только среди жителей города, но и среди кочующих племен, которые также нуждались в лидере, вожде.

Кроме выбора управляющих, на собрание также выносились важные вопросы, которые касались ведения общего хозяйства, культурной и политической жизни. Исследуя понятие "вече", можно говорить о том, что прямая демократия была присуща славянскому народу с самых древних времен. Но всё кардинально поменялось после крещения Руси.

Участники

Участниками народного собрания могли быть «мужи» - главы семей или отдельных общин. Чаще всего они были равны в своих правах. Но эволюция вече привела к тому, что голос каждого мужа ранжировался в зависимости от его авторитета или власти. Естественно, женщины не могли принимать участия в подобных собраниях, так как их роль ограничивалась рождением и воспитанием детей, ведением быта. Также участниками вече могли быть старейшины - уважаемые люди семьи или племени, к мнению которых особенно прислушивались.

Распространенность

Традиции народного собрания дольше всего сохранялись в северном регионе России: Новгороде и Пскове. Однако это длилось до разгрома территорий в 1569 году Иваном Грозным, который погубил всех старейшин города. Кроме того, он поиздевался над народными сборами, лишив вечевой колокол города Новгорода «языка». Такое варварство было воспринято очень негативно. Но против властителя никто не выступил.

На территории Украины традиции собрания не исчезли, а переродились. Это произошло благодаря тому, что широкое распространение получило казачество. Казацкая Рада стала некой модификацией веча, причём весьма успешной. Также остатки демократического строя основывались на западной модели самоуправления - Магдебургском праве.

Но и на Украине традиции веча не могли существовать вечно. Екатерина II, ликвидировав гетманщину, также поспособствовала тому, что демократическое самоуправление в виде веча было уничтожено. Есть ли у других народов аналоги народного сбора, или это уникальное изобретение славян? Функции, которое выполняло вече, похожие на функции тингов у скандинавских народов и витенагемотов у англосаксов.

На Руси

Русское вече подразумевало не только собрание городских глав, знати или старейшин - это понятие со временем становилось всё шире. Под этим словом также подразумевались частые «рыночные» собрания, которые носили анархический характер. Говоря более просто, вече стало не только встречей для принятия важных решений, но также банальным способом выражения стадного чувства народа.

«Рыночные» собрания носили разный характер в зависимости от территориальных признаков. В Киеве собрание служило для критики политики князя, в западных землях - для принятия важных решений. Вот для чего в разных местах собиралось вече. Что такое истинная народная власть, как не единогласное движение вперёд?

Известное вече в Новгороде

Вече - что такое? Почему этот вид народного сбора так прижился на Руси? Например, на Новгородской земле вече долго оставалось верховным органом власти. Он был не так прост, как на других территориях. Данный орган управления представлял собой многоступенчатую систему. Кроме общегородского вече, также были собрания улиц и концов.

По мнению большинства ученых, природа новгородского вече неясна до сих пор. Некоторые исследователи говорят, что демократические собрания в Новгороде были продолжением «кончанского» представительства, которое означало съезд представителей власти с разных концов города. Эти данные легко подтверждаются благодаря археологическим раскопкам. Именно они наталкивают множество исследователей на мысль о том, что как самостоятельная единица Новгород сформировался лишь к XI веку. До этого же город представлял собой разрозненные поселки и концы, которые взаимодействовали самыми примитивными способами.

Таким образом, городское собрание было не самостоятельным изобретением, а лишь необходимостью, которая возникала из-за территориальной отдалённости большинства регионов. Изначально Новгородское вече находилось в Детинце перед Софийским собором. Немного позже народные сборы переместились на торговые площади в центре города.

Подводя определённые итоги, хочется сделать акцент на том, что демократия была присуща славянским народам с самой древности. И главным способом ее самовыражения и стало вече. Что такое это, вы уже поняли. В первую очередь это способ самостоятельного управления.

Вече (от славянского слова «совет») – народное собрание в древней и средневековой Руси, а также во всех восточнославянских племенах.

История вече

Вече было основным государственным органом у славянских племен во время того, как начало формироваться раннефеодальное общество, а славянские племена стали объединяться в единое государство. Основная функция вече заключалась в обсуждении всех важных общих дел племени, на нем решались вопросы, связанные с территорией, политической, культурной и общественной жизнью. Вече считается одной из форм ранней исторической прямой демократии на территории славян. Участниками вече могли быть «мужи» - то есть главы всех свободных семейств (а также племен, родов, поселений, княжеств и так далее). Права мужей в вече были равными в большинстве случаев, однако в некоторых племенах права зависели от социального положения мужа.

Подобные органы существовали также у скандинавов и англосаксов. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица Древнерусского государства.

С постепенным развитием феодализма постепенно начали отходить на задний план традиции военной демократии, решение всех государственных вопросов принимало более организованную форму, вече стали более крупными и принимали официальный статус государственного органа. Несмотря на это, само понятие «вече» в тот период относили практически к любому собранию людей, вне зависимости от того, являлось ли оно официальным (вече также могли называться стихийные собрания граждан для решения того или иного вопроса).

Первые упоминания о вече на Руси относятся к началу 10 века, однако в летописях упоминается наличие подобных собраний у славян еще в конце 8-9 веке. В том или ином виде вече просуществовало на Руси до 16 века.

Краткая характеристика вече

Сегодня историки расходятся в мнение о том, какую реальную силу имело вече. Некоторые считают, что, несмотря на то, что вече считается органом народовластия, реальной силы оно не имело, как правило, все самые важные государственные решения принимали князья и бояре. Другие говорят о том, что на раннем этапе развития Древней Руси вече имело огромное влияние и реальную политическую силу. Князья, которые также входили в вече, все же не обладали достаточной силой и средствами для того, чтобы саботировать принятые на собрании решения. В целом, на Руси в этот период существовало двоевластие – власть князя и власть вече.

Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными делами государства и самого князя. Князь же имел возможность самостоятельно взимать дань и распоряжаться рядом своих ресурсов, однако большая часть казны контролировалась собранием. Важно отметить, что именно вече занималось «призванием князя», то есть его выбором и могло поставить на престол только того человека, который был выбран на общем собрании.

Во всех землях, кроме Новгородской в вече могли входить так называемые свободные мужи – главы родов и семейств. Это накладывало определенный отпечаток, так с течением времени расслоение общества все больше усиливалось и в вече, по сути, входила лишь аристократия, которая могла себе это позволить. Однако это характерно лишь для позднего периода существования вече.

Следует отметить, что из-за отрывочности сведений о функционировании вече в древней Руси трудно сформировать единую четкую картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то официального документа, часто собиралось стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, могли сильно разниться в зависимости от региона. Так, своего наивысшего расцвета вече достигло в Новгородской земле, а позднее и отделившейся Псковской республике. На этих землях вече просуществовало в своей наивысшей форме вплоть до присоединения к Москве, в отличие от других княжеств, например, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского.

veche) - 1) народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. (в ряде мест до начала 16 в). Решало важнейшее вопросы (войны и мира, призвания и изгнания князей, принятия законов и т.д.); 2) в Югославии название палат представительных органов государственной власти, а также ряда других органов власти и управления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕЧЕ

старослав. вет - совет) - 1) племенные собрания, являвшиеся высшим органом власти у германских и славянских народов в период догосударственных форм самоуправления. В процессе образования государств в Европе В. практически перестают функционировать (или не играют какой-л. важной политической роли), уступая место феодально-аристократической власти;

2) народные собрания в Древней и средневековой Руси X-XIV вв. Распадаясь, племенные кровнородственные связи порождают новый тип отношений, сохраняя при этом проверенный временем и опытом общения способ выработки коллективных решений.

Компетенция новгородского В. была всеобъемлющей: принятие законов; приглашение князя, заключение и расторжение договора с ним; избрание и смена посадника и тысяцкого, разбор их споров с князем; выбор кандидата на пост архиепископа новгородского; дарование государственных земель церковным учреждениям и частным лицам; определение внешней политики.

вече

или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг.

Площадь сборная, место сходки;

колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка?

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

вече

веча, ср. (истор.). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел.

Место, где собирается вече.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

вече

А, ср. На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовет на в. и прил. вечевой, -ая, -ое. В. колокол.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

вече

    Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на Руси X- XIV вв.).

    перен. Шумное многолюдное собрание (обычно с оттенком иронии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

вече

народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. Наибольшее развитие - в русских городах 2-й пол. 11-12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до кон. 15 - нач. 16 вв.

Большой юридический словарь

вече

(от старослав. вет - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках В. принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV - начала XVI в.

Вече

Ве́че - народное собрание городской, родоплеменной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси. Форма народовластия и самоуправления во всех народах славянского происхождения до христианизации и образования феодальной государственной власти раннефеодального общества. Вече собирали - для избрания воевод и князя на управление городом или краем, а также обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни, историческая форма прямой демократии на территории славянских государств дохристианского периода. Участниками вече могли быть «мужи» - главы всех общин, - старейшин и старшин сообщества. Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от авторитета или социального статуса.

Традиции народной демократии сохранились в северном регионе в Новгороде и Пскове до разгрома Иваном Грозным в 1569 году, когда были убиты городские старейшины, а вечевой колокол Новгорода лишён «языка». На Украине традиция вольностей вече сохранялась в форме Козацкой Рады Запорожской Сечи и западной модели самоуправления - Магдебургского права. Эти вольности были ликвидированы Екатериной II с ликвидацией гетьманщины и последней сечи переселением Дунайской Сечи на земли Кубани и Ставрополья «для порядка».

Функции веча некоторые историки сопоставляют со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом и собранием старейшин в древней Пруссии.

Вече (партия)

Вече - политическая партия Украины, прежнее название - «Конституционно-демократическая партия». Политическая партия "Вече" была зарегистрирована Министерством юстиции 14 мая 1993 г. и внесена в Реестр политических партий под №14.

Вече (значения)

Вече :

  • Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси.
    • Новгородское вече
  • Вече - нижняя палата парламента Югославии.

Вече (газета)

«Ве́че» - русская газета националистической и монархической направленности, издававшаяся в 1905 - 1910 годах.

Первый номер вышел в Москве 11 декабря 1905 года. Её основатель и фактический редактор-издатель - В. В. Оловеников. Формально же он числился секретарём редакции, а издателем была его жена. В «Вече» № 2 (18 декабря 1905 года) редактором-издателем назван некто В. Владимирович.

В начале 1908 года Оловенников тяжело заболевает и уезжает на лечение за границу, после чего газету начинают редактировать его близкие помощники: Ф. А. Слепов, а затем несколько номеров М. Д. Плетнёв. После смерти Оловеникова (февраль 1908) газету продолжала издавать его мать, обозначенная в выходных данных как «наследники В. В. Оловеникова».

В дополнение к газете в 1908 году печатался еженедельный журнал «Вече», где помещались литературные произведения и фотографии видных монархистов.

До получения издателем разрешения на выпуск газеты (сообщение о подании прошения на издание еженедельной газеты опубликовано в № 4 от 3 января 1906 года) «Вече» выходило в форме сборников. № 1 вышел с подзаголовком «Новая московская ежедневная политическая газета», № 2 - с подзаголовком «Московская политическая газета». В этом же номере было опубликовано объявление: «Газета „Вече“ будет выходить, когда нужно, ибо денег редактор-издатель не имеет; субсидий никаких не желает».

Главный материал № 6 от 19 января - «Счастливый день русского народа», посвящённом Высочайшему приёму Николаем II 23 декабря депутации Союза русского народа.

№ 7 от 23 января вышел под названием «Московское вече» . Норме привлёк внимание публикацией «Политическая речь еврейского раввина, читанная им около 30 лет назад». № 8 от 8 февраля вышел под названием «Наше вече».

Лишь с 13 февраля газета обретает окончательный формат, и с этого времени издаётся под названием «Вече. Общественная, политическая и литературная газета, с портретами, рисунками и карикатурами». «Вече» выходило сначала по понедельникам, затем два, и потом - три раза в неделю. Тираж временами достигал 25 тысяч экземпляров. После прихода в редакцию художника Л. Т. Злотникова каждый номер выходил с злободневными карикатурами, в основном, на евреев.

Антиеврейский настрой доминировал и в публикациях «Веча». В 1907 почти в каждом номере газеты публиковался лозунг «Прочь жиды - Русь идёт». Начиная с 3 октября 1908 года в каждом номере печатался аншлаг «Жиды должны быть выселены из России обязательно». Авторами статей и сотрудниками газеты были, в том числе, такие известные монархические деятели, как П. А. Крушеван, Н. И. Еремченко, М. Д. Плетнёв.

«Вече» публиковало много стихов, большинство из которых были тоже антиеврейской направленности. К примеру, «Вече» от 7 ноября 1906 года представило сочинение Д. Павлова «Вон из России!»: «Вон из России! Вон, Иуда! Довольно с нас твоих „свобод“, Беги, предатель злой, покуда Не возмутился весь народ!».

Главным материалом номера «Веча» от 7 декабря 1906 года было «Открытое письмо А. И. Дубровина митрополиту Антонию». В номерах, последовавших за этой публикацией, издатель помещал материалы, возвращавшие читателя к теме, которую поднял в этом письме глава Союза русского народа.

Санкции, накладывавшиеся на газету, были связаны в основном с перегибами в критике представителей власти - министров правительства и чинов местной администрации. Так, за публикацию в № 60 статьи «Накануне баррикад» , в которой служащие Петербургского градоначальства - «связанные с евреями поляки» - обвинялись в убийстве В. Ф.фон-дер Лауница, газету оштрафовали на 1000 рублей. Такой же штраф был вынесен за публикацию в № 61 (июль 1907) письма С. Ф. Шарапова с обвинениями в адрес министра финансов В. Н. Коковцова.

Из-за отсутствия средств с 10 марта 1909 года газету передали Московскому СРН, после чего она стала называться «Вече. Орган Московского Союза Русского Народа», а затем «Вече. Орган русских монархистов-союзников. Издание Московского Союза Русского Народа».

Переход газеты в руки протоиерея Восторгова вызвал конфликт: ряд бывших сотрудников Оловеникова, являвшихся политическими противниками протоиерея, публично заявили об отказе участвовать в издании. И хотя на протяжении 1909 года новые владельцы постоянно сообщали читателям о намерении перейти с 1910 года в режим ежедневной газеты, необходимого числа подписчиков набрать не удалось, и Московский отдел СРН свернул планы продолжения издания «Веча».

Единственный номер за 1910 год вышел 15 февраля, накануне второй годовщины со дня смерти основателя издания, В. В. Оловеникова. Газета вышла под заглавием «Вече. Еженедельная общественно-политическая газета». Объявляя в этом номере подписку на 1910 год, редактор-издатель Ф. А. Слепов писал, что «главное место в газете отводится удивительному чудовищному росту проснувшегося русского национального самосознания и самосохранения, вылившегося в Черносотенное Освободительное движение». Однако следующего номера газеты так и не вышло.

Вече (журнал)

«Вече » - самиздатский журнал православно-патриотического содержания. Издавался в СССР в 1971-1974 годах. Журнал выходил примерно каждые 3 месяца, с тиражом 50-100 экземпляров. Объём номера составлял около 300 страниц. Всего вышло 10 номеров.

Основателем и главным редактором журнала был русский историк и диссидент Владимир Николаевич Осипов. Среди постоянных авторов журнала были московский священник Дмитрий Дудко, писатели Леонид Бородин, публицисты Геннадий Шиманов, Анатолий Иванов, Светлана Мельникова, Михаил Кудрявцев, Михаил Антонов. Большой вклад в издание журнала внесла Адель Найденович, которая тогда являлась супругой Владимира Осипова.

Материалы нескольких номеров журнала «Вече» были переизданы за границей издательством «Посев» в серии «Вольное слово».

Примеры употребления слова вече в литературе.

Е, какво пък, Лев Абалкин, Лъвльо-Ревльо, сега вече знаем някои неща за тебе.

Ернст-Юлий Хорн, наставникът на Абалкин в училището за прогресори, вече не беше между живите.

Налага се да чакам до утре, а утре тя дълго ще си спомня кой беше този Лев Абалкин и после, като си спомни, с въздишка ще каже, че нищо не е чувала за него ето вече цели двайсет и пет години.

Сплошь и рядом, даже и не враждуя, особым станом становились на вече : мельники и хлебопеки, кожевники и сапожники, плотники и краснодеревцы, серебряники и алмазники, каменные здатели и живописцы, плиточники и ваятели-гончары, корабельники, грузчики, портные и суконщики, железники и кузнецы, бронники и оружейники, рудокопы и доменщики, мыльники и салотопы, вощаники и медовары.

Затем он собрал своего рода вече , на котором присутствовали старшие братья Асархаддона, а также ассирийские чиновники и представители народа, и спросил их, согласны ли они с назначением Асархаддона наследником престола.

Интересно би било да науча какво е отговорил душичката Леонид Андреевич на този изблик на ярост и презрително възмущение, И вече като резидент в Хонти през октомври 67 г.

Той буквално разцъфнал пред очите му и след два-три часа, сякаш нищо не е било, вече приемал гости.

Гласовете вече не се чуваха, само далече долу някой блъскаше капака на сметопровода.

Вышел на вече вой помост Евпатий, рассказал про угрозу Рязани и всей земле русской, поговорил с народом так, как привык говорить в родном городе на шумном рязанском вече .

С трудом узнавал Евпатий места, где еще недавно шумело народное вече , где пестрели разноцветные купола Соборной церкви, где стояли великокняжеские хоромы с нарядными теремами и высоким резным крыльцом, откуда, бывало, князь говорил с народом.

Челото на потока вече нахлу в пресечката отдясно, а потокът блика ли, блика, но ето че няколко кучета се отделят от глутницата и рязко свиват към нас - едри проскубани животни, измършавели, с кичури скапваща козина.

Плащът бавно се свличаше от гърба му, а той вече седеше на скамейката, разкрачил крака, опрял лявата си ръка на хълбока, а със свободната си дясна ръка хванал ефеса на позлатения си меч, забит в изгнилите дъски на пода.

Прошли те времена, когда щитники, замочники и кузнецы смещали епископов и вмешивались в дела государственного управления, когда на вече предстательствовали старшины цехов, истинные представители черного народа, и на них опирались бояре в борьбе за власть.

Днес вече всички разбраха, че да раздрусаш с ритници тези своего рода съвършени цивилизации е толкова безсмислено и безперспективно занимание, както да се опитваш да ускориш растежа на дървото - да речем на някой дъб, - като го дърпаш за върха.

В нея растяха огромни дървета с твърди бели дънери, каквито не се бяха запазили никъде в империята - нито в Ируканското херцогство, нито пък в търговската република Соан, която отдавна вече беше превърнала всичките си гори в кораби.

Однако данная форма взаимоотношений между людьми настолько интересна, что стоит поговорить о ней поподробнее.

Определение

Слово «вече» происходит от таких однокоренных слов, как «ведать» (то есть «знать») и «вед» (то есть «совет»). Народное вече представляло собой форму народного совета в родоплеменном обществе, сохранившуюся в Древней и Средневековой Руси.

Часто такую форму совещания называют демократией по-славянски, когда по зову колокола на площадь приходили мужчины и путем прямого и открытого голосования решали, какого князя или воеводу поставить над своим городом, воевать ли с недругами или заключать с ними мир, платить дань или отступные и прочее.

Современные историки потому изучают форму «вече», что такое собрание уважаемых мужчин фактически осуществляло управление своей общиной на равных правах.

Задачи, которые стояли перед народным собранием

Первые русские летописи уже упоминают о том, что тот или иной князь был выбран на княжение с помощью вече, что такое правление этого князя является богоизбранным (Бог и народ в русском сознании всегда были связаны сильными узами). Историк И.Я. Фроянов полагает, что подобная форма управления присутствовала во всем древнерусском государстве, а не только в Новгороде и в Пскове.

Некоторые историки считают, что традиции вече были настолько сильны, что в период татаро-монгольского ига существовало определенное двоевластие, с одной стороны, князей назначал золотоордынский хан, но с другой, на некоторые должности выбирались ставленники веча. Таким образом, в обязанности князя входило собирать дань для хана, а в обязанности тех, кого назначило вече, - править народом. Постепенно князья забирали себе часть власти «вечников» (назначенных от вече людей), соперничали с ними, что приводило к недовольству горожан и народным бунтам.

Кто входил в вече? Вечевые традиции

По традиции, идущей еще от родоплеменного строя, в состав веча входили главы больших семей, а также главы родов. Постепенно, однако, в составе веча стали выделяться «великие» и «малые рода». Впоследствии мнение «малых родов» фактически перестало учитываться.

Кроме того, вечевые традиции использовались не только на большом городском вече, но и на малых уличных, где решались насущные вопроса для жителей улицы или нескольких домов.

Ученые находят черты сходства между древнерусским вече и аналогичными собраниями уважаемых старейшин в странах Европы. Например, такие собрания практиковались в Средневековой Англии (назвались они «витенагемот»), в Скандинавии («тинг»), в Пруссии (собрание старейшин) и прочее.

Древнерусское вече. Что такое «первоначальная русская демократия»?

Некоторые историки также считают, что под данным понятием подразумевалось не только вполне легитимное собрание горожан, привлеченных звуком колокола, но и бунтарские сходы людей, которые превращались в свержение князей и бояр, тем или иным образом не устраивающих рядовых граждан страны.

Отсюда становится понятно, что русское вече достаточно эффективно справлялось со своими функциями в эпоху и стала мешать развитию государства в период его централизации. Отсюда нелюбовь великих русских государей к подобного рода сборищам и наложение запрета на них (в истории известна печальная судьба двух русских городов - Новгорода и Пскова, в которых вечевые традиции были особенно сильными, эти города подвергались карательным экспедициям как со стороны Ивана III, так и его внука Ивана Грозного).

Почему древнерусское и средневековое вече прекратило свое существование?

Все историки сходятся во мнении, согласно которому народное вече перестало существовать в Средневековой Руси из-за того, что не выдержало конкуренции с княжеской властью. Подобная форма управления была невыгодна князьям, стремившимся к подчиняющемуся их власти. Поэтому беспощадную борьбу с такими собраниями вели русские монархи, начиная с 15 века.

При этом маленькие вече, которые собирались как сходы сельских общин, продолжали существовать в нашей стране вплоть до начала 20 века. После разрушения традиционного крестьянского уклада эти формы ушли в прошлое, однако на этапе коллективизации были заменены коммунистическими собраниями и пр.

На современном этапе существования России сильно видоизменившиеся формы вечевой демократии продолжают использоваться в управлении страной: существует выборная система назначения центральных органов власти, действует Государственная Дума, выборные органы местного самоуправления, поэтому можно сказать, что «великое вече» полностью не исчезло, его традиции живут в сознании русских людей, тесно сплетаясь с представлениями о справедливости и правде.

Поделиться