Кто нарисовал зинаиду юсупову. Юсупова, зинаида николаевна

14 июня 2016, 23:10

Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1894. Фрагмент | Фото: liveinternet.ру

Богатейшая наследница древнего аристократического рода, княгиня, которую при дворе называли не иначе как «Сияние», прославилась не только своей красотой и богатством, но и активной благотворительной деятельностью: на ее средства были построены школы, церкви и госпитали. Однако путь к личному счастью был для нее тернистым – ее сыновья умирали один за другим. Говорили, что это было результатом древнего родового проклятия, преследовавшего не одно поколение Юсуповых.

Ряд князей Юсуповых теснейшим образом связан с российской и мировой историей. Его исток - в VI в. нашей эры, когда жил пророк Мухаммед. Эмиры, калифы и султаны с царской властью, чьи имена встречаются на страницах сказок Шахразады, а владения простирались от Египта до Индии - все предки Юсуповых.

Над родом Юсуповых тяготело проклятие. Дело было в царствование Федора Алексеевича. Правнук знаменитого в роду Юсуфа-мурзы по имени Абдул-мурза принимал патриарха Иоакима и по незнанию православных постов накормил его гусем. Патриарх принял гуся за рыбу, отведал и похвалил, а хозяин возьми да скажи: это, мол, не рыба, а гусь, и повар мой столь искусен, что может приготовить гуся под рыбу. Патриарх разгневался и по возвращении в Москву рассказал всю историю царю Федору Алексеевичу. Царь лишил Абдула-мурзу всех пожалований, и богач в одночасье стал нищим. Он напряженно думал три дня и принял решение креститься в православной вере. Абдул-мурза, сын Сеюша-мурзы, был крещен под именем Дмитрий и придумал себе фамилию в память предка своего Юсуфа: Юсупово-Княжево. Так появился на Руси князь Дмитрий Сеюшевич Юсупово-Княжево.
Но в ту же ночь было ему видение. Внятный голос произнес: «Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, проживут не более 26 лет».

Зинаида Николаевна Юсупова с мужем Феликсом Феликсовичем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстон | Фото: leonidzl.ком

Зинаида Юсупова родилась в 1861 г. в одной из самых знатных и богатых семей Российской империи: ее отец, последний князь из рода Юсуповых, был владельцем заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб и поместий, их годовой доход превышал 15 млн золотых рублей. Несмотря на жизнь в достатке и роскоши, Юсуповы прославились великодушием, скромностью и щедростью. Отец Зинаиды основал несколько благотворительных фондов, содержал институт для глухонемых.

Николай Борисович обожал свою дочь Зинаиду. Двадцати трех лет она едва не умерла из-за заражения крови. Состояние ее было совершенно безнадежно (это констатировал доктор СП. Боткин). Княгиня во сне увидела образ отца Иоанна Кронштадтского и стала просить родных о встрече со священником. Когда же отец Иоанн появился у постели умирающей и положил руки на ее голову, она испытала чудесное успокоение. При¬частившаяся княгиня по молитве святого выздоровела.

Семья Юсуповых в родовом имении Архангельское под Москвой, 1901 | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Юсупова была не только одной из самых завидных невест, но и одной из первых красавиц Петербурга. За чистоту и свет, которые она излучала, при дворе ее называли «Сиянием». К тому же княгиня получила хорошее образование, говорила на нескольких языках и была так же умна и великодушна, как ее отец. К ней сватались самые знатные женихи, но все они получали отказ.

Семья Юсуповых | Фото: liveinternet.ру

Княгиня Юсупова с семьей | Фото: liveinternet.ру

Ее выбор стал неожиданностью как для семьи, так и для всего высшего света: княгиня вышла замуж за гвардейского офицера Феликса Эльстона. Этот брак называли мезальянсом – граф был ниже супруги и по положению, и по уровню достатка. Княгиня твердо решила стать женой только того, кого полюбит, и отец ей в этом не препятствовал, хотя и был недоволен ее выбором.

Это бабушка Зинаиды Николаевны, Зинаида Иванова Юсупова,урождённая Нарышкина - фрейлина, русская аристократка, «светская львица». Любительница необарокко, она оформила в этом затейливом стиле интерьеры дворца на Мойке и инициировала постройку таких зданий, как Литейный дом в Петербурге и Юсуповская дача в Царском Селе

Зинаида Николаевна была образованна, привыкла к обществу людей науки, культуры, неплохо разбиралась в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России - сватались европейские принцы крови, но она предпочла графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Он был мужественен, с военной выправкой, праправнук М. И. Кутузова и внук прусского короля. Император Александр III, удовлетворяя просьбу князя Н. Б. Юсупова-младшего, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия, разрешает графу Сумарокову-Эльстону именоваться еще и князем Юсуповым. Этот титул должен был переходить к старшему из сыновей.

Слева – Ф. Фламенг. Портрет княгини З.Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском, 1894. Справа – В. Серов. Портрет князя Феликса Юсупова, 1903 | Фото: liveinternet.ру

Княгиня Юсуповы родила 4-х детей, но двое из них умерли в младенчестве. Выжили два сына – Николай и Феликс. Старший Николай не хотел делить родителей с братом и даже предлагал выбросить его в окно. Как позже выяснилось, он был напуган рассказами прислуги о древнем проклятии рода Юсуповых, согласно которому в каждом поколении мог остаться в живых только один сын, а если рождалось больше, то остальные умирали до 26 лет. Если верить семейному преданию, потомки основателя рода хана Юсуфа были прокляты своими сородичами после того, как изменили магометанству и приняли христианство.

Слева – К. П. Степанов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, 1903. Справа – К. Е. Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме, 1900-е | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Юсупова с мужем на последнем костюмированном балу империи, 1903 | Фото: liveinternet.ру

Княгиня была достаточно умна для того, чтобы не верить подобным слухам, если бы это проклятие не сбывалось в каждом из поколений. Убедиться в его реальности ей довелось, когда Николай погиб на 26-м году жизни. Он полюбил замужнюю женщину, стрелялся из-за нее и был убит на дуэли мужем возлюбленной.

Потрясенные родители, похоронив старшего сына, построили в Архангельском храм-усыпальницу, где должны были находить последний приют князья Юсуповы. Храм возводил известный московский зодчий Р.И. Клейн вплоть до 1916 г. Грянула революция, и храм никогда не принял под свои своды никого из княжеского рода. Так и стоит он поныне памятником страшного проклятия роду князей Юсуповых.

Княгиня Юсупова с семьей | Фото: liveinternet.руи fashiony.ру

Перед революцией младший сын, Феликс, организовал убийство Г. Распутина, и мать поддержала его в этом, так как считала, что он освободил Россию от чудовища, терзавшего всю страну. Феликс Юсупов тоже искренне восхищался матерью: «Она была не только умна, образованна, артистична, но исполнена самой обаятельной, сердечной доброты. Ничто не могло сопротивляться ее очарованию».

Слева – В. Серов. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1902. Справа – Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1894 | Фото: liveinternet.ру

С такой характеристикой был согласен и художник В. Серов, который обычно не жаловал аристократию и не льстил знатным дамам, когда писал их портреты, но княгиня Юсупова вызывала в нем восхищение: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Феликс Юсупов и его невеста, Великая княжна Ирина Романова | Фото: liveinternet.ру

В 1900 г., еще до гибели старшего сына, княгиня с мужем составили завещание, в котором говорилось: «В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества». После революции княгиня с семьей эмигрировала во Францию. За границей она провела оставшиеся 22 года своей жизни. Ее похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Княгиня Юсупова | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Юсупова | Фото: she-win.ру

На средства княгини был сооружен греко-римский зал музея Изящных искусств.

Портрет Зинаиды Николаевны, написанный замечательным художником В.А. Серовым, находится в Русском музее.

Зинаида Юсупова
В.А. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902 г.

Накануне ХХ века княгиня Зинаида Николаевна Юсупова заказала у модного художника Валентина Серова портреты всех членов семьи. Обычно Валентин Александрович "чванливых и богатых" не писал, но Юсуповой отказывать не стал: "Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости" . Ее рисовали многие художники, видимо было что-то в ней притягательное, завораживающее...

В.Серов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой 1900-1902

"Всюду, где появлялась мать, она приносила свет, её взгляд сиял добротой и кротостью. Она одевалась со сдержанной элегантностью, не любила украшений и, хотя располагала лучшими в мире, появлялась в них только в особенных обстоятельствах... "

(Ф.Юсупов)

Зинаида Николаевна была дочерью последнего князя Юсупова - Николая Борисовича-младшего. Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер. Зинаида осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии.

К. Робертсон Портрет князя Николая Юсупова 1840

(отец З.Н.Юсуповой)

Кристина Робертсон Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой 1840

(бабушка Зинаиды Николаевны, такая же красавица)

Винтерхальтер Ф.К. Потрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой 1858

(мать З.Н. Юсуповой)

К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных ". Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло. Это была любовь с первого взгляда, а для Зинаиды Николаевны, что отмечали все, первая и единственная.

Зинаида Николаевна Юсупова в разные годы жизни

Зинаида Николаевна Юсупова с мужем Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном

Граф Феликс по матери уже получил фамилию угасшего рода Сумароковых. Теперь по жене ему была прибавлена фамилия Юсупов и пожалован княжеский титул, но с тем условием, что он будет переходить только к старшему сыну. А через год у молодых родился первенец - Николай, названный так в честь деда. Мальчик рос молчаливым и замкнутым. Она всю жизнь помнила тот ужас, что охватил ее, когда под Рождество 1887 года, на вопрос, обращенный к сыну, какой бы подарок он пожелал, получила недетский и ледяной ответ: "Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети ". Тогда Зинаида Николаевна растерялась, но вскоре выяснилось, что одна из мамок, приставленных к молодому князю, рассказала мальчику о нагайском проклятии.

Основателем рода считается хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза. Желая вопреки воле большинства соплеменников замириться с Москвой и боясь за жизнь своих сыновей, он отослал их ко двору Ивана Грозного. В русской летописи сказано: "Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа ".

Старый хан не ошибся: еще не успели его сыновья добраться до Москвы, как его вероломно заколол родной брат. Когда же до Орды дошла весть, что сыновья Мурзы отказались от магометанства и приняли православие, одна из колдуний наложили на них проклятие. Согласно которому, из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода . Сбывалось оно неукоснительно. Сколько бы детей у Юсуповых не рождалось - до двадцати шести доживал только один.

В. Серов. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой 1902

В. Серов. Портрет князя Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона 1903

Ею всегда увлекались, но она давала мало поводов для этого, т.к. была верной женой. Однажды в их роскошный особняк прямо в покои влетел всадник на арабском скакуне и на глазах у всех бросил к ногам княгини роскошный букет роз. Это был великосветский повеса и блестящий кавалер всех гостиных князь Витгенштейн, мечта многих дам, с юности влюбленный в Зинаиду Николаевну. Муж запретил ему появляться у них дома, и тогда князь таким экстравагантным способом доказал ей свою любовь.

Зинаида Николаевна Юсупова с мужем Феликсом Феликсовичем Юсуповым,

графом Сумароковым-Эльстон, сыновьями Николаем и Феликсом

Франсуа Фламенг Портрет княгини З.Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском 1894

А княгиня занималась домом, вела все дела имения, к которым муж был равнодушен, воспитывала сыновей, к которым она была излишне терпелива и мягка. Сыновья на протяжении всей жизни считали ее своим другом и почитали ее лучшей из всех женщин на свете. Но никого не минет чаша страданий. Ее старший сын Николенька, так похожий на нее, был влюбчив. За 6 месяцев до своего 26-тилетия он погиб на дуэли, убитый мужем своей возлюбленной.

В. Серов. Портрет графа Николая Юсупова 1903

В. Серов. Портрет графа Феликса Юсупова 1903

В воспоминаниях Феликса Юсупова нетрудно заметить, что всю свою жизнь он ревновал мать к старшему брату. Тот, хотя и был внешне больше похож на отца, нежели на Зинаиду Николаевну, своим внутренним миром был схож с ней необычайно. Увлекался театром, музицировал, писал картины. Его рассказы печатались под псевдонимом Роков, и даже скупой на похвалу Лев Николаевич Толстой отметил однажды несомненную одаренность автора.

Окончив Петербургский университет, он получил диплом юриста. В семье заговорили о предстоящей женитьбе, но Николай неожиданно влюбился в Марину Александровну Гейден, которая уже была помолвлена с ротмистром Лейб-Гвардии Конного полка графом Арвидом Эрнестовичем Мантейфелем, и вскоре эта свадьба состоялась. Молодые уехали в путешествие по Европе, Николай Юсупов последовал за ними, дуэли было не избежать. И она состоялась... 22 июня 1908 года в имении князя Белосельского на Крестовском острове Санкт-Петербурга. Николай оба раза выстрелил в воздух... граф Мантейфель не промахнулся. Николаю Юсупову через полгода должно было исполниться двадцать шесть лет.

"Раздирающие крики раздавались из комнаты отца , - спустя годы, вспоминал Феликс Юсупов. - Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду" .

"Тело поместили в часовне ", - пишет младший брат Феликс, к которому перешел титул князя Юсупова. Погребен был князь Николай Феликсович в подмосковном Архангельском. Потрясенные родители, похоронив старшего сына, строят в Архангельском храм-усыпальницу где должны были находить последний приют князья Юсуповы. Храм возводил известный московский зодчий Р. И. Клейн вплоть до 1916 года. Грянула революция, и храм никогда не принял под свои своды ни одного захоронения.

Усадьба Архангельское

Зинаида Николаевна Юсупова 1903

Когда на дуэли погиб Николай, Зинаиде Николаевне было под пятьдесят. Теперь все ее надежды оказались связаны с младшим сыном. Феликс Юсупов женился на княжне Ирине (1887-1970), дочери великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, племяннице Николая Второго.

Феликс Юсупов и Великая княжна Ирина Романова

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в русском костюме

Для бала Романовых 1903 года

Маковский К.Е. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900-е

При этом на благополучии семьи подобная зыбкость рода никак не сказывалась. К 1917 году Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. Им принадлежало 250 тыс. десятин земли, они были владельцами сахарных, кирпичных, лесопильных заводов, фабрик и рудников, ежегодный доход от которых составлял более 15 миллиона золотых рублей. А роскоши Юсуповских дворцов могли позавидовать великие князья. К примеру, комнаты Зинаиды Николаевны в Архангельском и во дворце в Санкт-Петербурге были обставлены мебелью казненной французской королевы Марии-Антуанетты. Картинная галерея по своему подбору соперничала с Эрмитажем. А драгоценности Зинаиды Николаевны включали сокровища, ранее принадлежавшие чуть ли ни всем королевским дворам Европы. Так, великолепная жемчужина «Пелегрина», с которой княгиня никогда не расставалась и изображена на всех портретах, принадлежала когда-то Филиппу II и считалась главным украшением испанской Короны.

Франсуа Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1894 г.

Интересно сравнить этот портрет модного французского художника с описанием, которое оставил Леонид Пастернак о портретируемой на голицынском рисовальном вечере княгине Юсуповой: "Я помню, кого мы рисовали... Это была одна из самых интересных женщин аристократического круга, просто, изящно одетая, только крупных жемчугов ожерелье служило ей украшеньем. Вся седая, что очень к ней шло, с молодым, здоровым и прекрасным цветом лица. Она была настоящей маркизой XVIII века, сошедшей со старинного портрета. При дворе ее называли "Сиянием", как нам потом сказала хозяйка дома. Это была княгиня Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон.. ."

Роскошный туалет княгини украшен крупной жемчужиной "Пелегрина", принадлежавшей некогда испанскому королю Филиппу II.

В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества... "

Зинаида Юсупова с Великой княгиней Елизаветой Федоровной

Зинаида Юсупова на отдыхе

Зинаида Николаевна была дочерью последнего князя Юсупова - Николая Борисовича-младшего. Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер (не в пример знаменитому деду), Николай Борисович буквально обожал свою дочь Зинаиду, которая осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных". Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Зато был мундир, и этого оказалось достаточно. Отец был в ужасе, но дочке перечить не решился.

Граф Феликс по матери уже получил фамилию угасшего рода Сумароковых. Теперь по жене ему была прибавлена фамилия Юсупов и пожалован княжеский титул, но с тем условием, что он будет переходить только к старшему сыну. Судьба распорядилась иначе - князем Юсуповым стал младший из сыновей Зинаида Николаевны и Феликса Феликсовича. Прославленный убийца "старца" Распутина был последним в роде - у него была только дочь и внучка.

Зинаида Николаевна обожала танцы. Придворные балы были ее страстью. Рассказывали, что, протанцевав "до упада" в Зимнем, она по приезде домой почувствовала предродовые схватки, и скоро на свет появился князь Феликс-младший, признававшийся, что танцором он был никудышным, тогда как ему предрекали славу первого светского кавалера.

Счастье, можно сказать, обошло стороной красавицу Зинаиду. Двое ее детей умерли в младенчестве, старший сын - Николай погиб на дуэли из-за какой-то пустой особы. Вместе с мужем она владела уникальными художественными коллекциями и не раз задумывалась об их судьбе, тем более что над родом Юсуповых тяготел какой-то рок. В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества..."

После смерти старшего сына Зинаида Николаевна почти полностью посвятила себя благотворительности. Оказывала материальную помощь Елизаветинскому и Круповскому приютам, Ялтинской женской гимназии, школам в имениях и т.д., церквям, столовым для голодающих в 1891-1892 гг. В 1883 г. выделяла пожертвования для семей черногорцев. В архиве Юсуповых сохранилась ее переписка с Елизаветой Федоровной - великой княгиней, известной благотворительницей по делам милосердия.

За свою патриотическую деятельность Зинаида Николаевна была награждена дипломами и благодарственными письмами многих обществ и учреждений. Среди них "Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра Ш ", Российское общество Красного Креста, Елизаветинское благотворительное общество. Зинаида Николаевна была членом комитета по устройству музея изящных искусств в Москве и пожертвовала 50 тысяч рублей на сооружение Римского зала, который когда-то носил ее имя, а теперь просто стал безымянной частью картинной галереи.

Княгиня Зинаида Николаевна благополучно эмигрировала из революционной России вместе со всей семьей и скончалась собственной смертью в 1939 году. Покоится она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашла приют почти вся старая Россия. Воспользоваться усыпальницей, сооруженной в Архангельском, никто из княжеского рода не успел.

Лучшие дня

В стиле «новой волны британского хеви-метала»
Посетило:75
Ветеран стэндап и скетч-шоу

В 1903 году Серов начал писать портреты князей Юсуповых, сначала работая в Петербурге, а потом в их родовом имении Архангельском под Москвой. Художник трудился над ними около двух лет. Любопытно, что в портретах Юсуповых не присутствует ни капли едкой иронии, ни желания выявить отрицательные или положительные свойства личности представителей богатейшей семьи. Владения Юсуповых были способны поразить чьё угодно воображение. Им принадлежали имения, заводы, нефтяные скважины, дворцы и бесценные предметы искусства. Ежегодный доход семьи превышал один миллион рублей.

Четыре портрета Юсуповых кисти Валентина Серова – Феликса Феликсовича, Зинаиды Николаевны и их сыновей Николая и Феликса, находятся в экспозиции Русского музея. Они восхищают, прежде всего, артистизмом исполнения, большим мастерством художника, тонко чувствовавшего индивидуальность каждого персонажа. Серов создавал эти портреты в состоянии подъёма. Этому немало способствовала доброжелательная атмосфера юсуповского дома.

Аристократический род Юсуповых ведёт своё начало от владетельного ногайского хана Едигея, жившего в конце XIV – начале XV века и служившего жестокому завоевателю Тамерлану. В XVI столетии глава рода перешёл на службу Ивану Грозному. В это время его красавица дочь, вдова двух казанских царей, Еналея, убитого своими же подданными и Саф-Гирея, погибшего в результате интриг - Сююмбике храбро выступила против завоевателя Казани, была пленена и с малолетним сыном Утемиш-Гиреем увезена в Москву. Отец не вступился за несчастную царицу, которую против её воли заставили выйти за касимовского князя Ших-Алея, судя по легенде, жестоко с ней обращавшегося. В ответ несчастная Сююмбике в гневе прокляла отцовский род, пожелав всем отпрыскам, за исключением кого-то одного, умирать по достижении двадцатишестилетнего возраста. Любопытно, что, в отчаянии брошенное проклятие царицы, в жизни стало сбываться. В XVIII веке семья Юсуповых была одной из самых знатных и богатых в России, однако из пятерых детей заслуженного птенца гнезда Петрова, князя Григория Дмитриевича, к началу царствования императрицы Елизаветы Петровны, остался один только сын, первенец, князь Борис Григорьевич Юсупов. Его братья и одна из сестёр, Мария, добровольно выбравшая монашескую келью, умерли к началу 1740-х годов. Вторая сестра, Прасковья, подруга цесаревны Елизаветы Петровны, вызвавшая на себя гнев императрицы Анны Иоанновны, была сослана в монастырь, подверглась допросам в Тайной канцелярии, после чего, насильно пострижена в одном из монастырей Сибири, где и нашла конец. По слухам, княжна Прасковья прибегала к колдовству, желая лишить жизни императрицу Анну Иоанновну и освободить трон для Елизаветы. Именно князь Борис выследил сестру и выдал Тайной канцелярии, затем, чтобы единолично завладеть огромнейшим приданым Прасковьи! Так это было, или не совсем так, но и в последующих поколениях, согласно проклятию красавицы Сююмбике, выживал только один наследник. Отразилось проклятие и на предпоследнем поколении семьи, к которому принадлежала княжна Зинаида Николаевна Юсупова, у которой была только одна сестра, княжна Татьяна, умершая до замужества. Княжну Зинаиду, красавицу и единственную наследницу юсуповского богатства, мечтали выдать за одного из владетельных европейских принцев. Первые российские женихи не решались делать ей предложение руки и сердца, поскольку боялись обвинения в корысти. В итоге, независимая красавица сама избрала себе в супруги гвардейского офицера графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. Жених, конечно, не принц из волшебной сказки, но и он имел отношение к прусской королевской фамилии, точнее, косвенно к ней принадлежал, приходясь внебрачным внуком королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Он родился в результате любовной связи королевского отпрыска с графиней Тизенгаузен, внучкой М.И. Кутузова. После свадьбы Феликс Феликсович и Зинаида Николаевна особым указом императора получили право на двойной титул и тройную фамилию. Брак оказался очень счастливым, в семье родились два наследника, Николай и Феликс. Несомненно, родители в тайне боялись пророчества, но ведь уже XX век на дворе! Несмотря на увлечение императора, императрицы и некоторых членов дома Романовых мистикой, их поклонением юродивым и пророкам, Юсуповы над этим только смеялись. Княгиня Зинаида Николаевна открыто принадлежала к партии ненавистников старца Григория Распутина.

Валентин Серов появился у Юсуповых в 1900-м году, когда оба сына уже выросли, и на здоровье не жаловались, а семья купалась в лучах счастья и вызвала восхищение даже у него, столь проницательного психолога. Серов отправился в подмосковную усадьбу Юсуповых, Архангельское, чтобы написать портреты супруга и сыновей Зинаиды Николаевны, летом 1903 года. Портрет княгини, на который ушло немало времени, у него, к этому времени, был уже написан, и заказчица понравился.

В августе 1903 года Серов пишет жене из Архангельского: « Не знаю, как и быть насчет своего приезда к вам. Думаю, что ты достаточно знаешь мою систему работать, вернее заканчивать портрет, а? Всегда кто-нибудь, либо модель (большей частью), либо я, должен уезжать, и, таким образом, произведения оканчиваются. Юсуповы остаются здесь в Архангельском до 7 сентября. Надо написать 3 масляных портрета (а может быть и 4) и 2 пастелью. В течение сего времени будут 2 экзамена и заседание Совета Третьяковской галереи, на что уйдёт у меня 3 дня.

Чувствую себя хорошо, работаю порядочно. В воскресенье вернулись князья. Кажется, вообще довольны моей работой. Меньшого написал, или, вернее, взял, хорошо. Вчера начал князя, по его желанию, на коне (отличный араб, бывший султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого, - вполне понимаю… А вот старший сын не дался, т. е. просто его сегодня же начну иначе. Оказывается, я совсем не могу писать казенных портретов – скучно. Впрочем, сам виноват, надо было пообождать и присмотреться… Сегодня попробую вечером набросать княгиню пастелью и углем. Мне кажется, я знаю, как её нужно сделать, а впрочем, не знаю – с живописью вперёд не угадаешь. Как взять человека – это главное.

4 сентября. Ну-с, я вроде как бы окончил свои произведения, хотя, как всегда, я мог бы работать их, пожалуй, ещё столько или полстолько. Заказчики довольны. Смех княгинин немножко вышел. Пожалуй, удачнее всех, князь на лошади, может быть потому, что не так старался, - это бывает». 1

В других письмах Серов отмечает любезность и обходительность членов аристократического семейства, в особенности хозяйки, княгини Зинаиды Николаевны. Впрочем, современники единодушно поддаются её очарованию: «Зинаида Николаевна остаётся для всех её знавших совершенным типом очаровательной светской женщины… всякий, кто к ней приближался невольно подпадал под её очарование». «Она была не столь красива, сколь прелестна с седеющими с ранних лет волосами, обрамляющими лицо, озарённое лучистыми серыми глазами». «Она была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты… И наряду с этими исключительными качествами она была сама скромность и простота». 2

Портрет княгини З.Н. Юсуповой

1900 – 1902 ГРМ СПб

Серов восхищался красивой, обаятельной, гостеприимной княгиней. Неудивительно, что портрет Зинаиды Николаевны вышел очень удачным. Валентин Александрович работал над ним долго. Княгиня охотно ему позировала, ни в чем не стесняла художника, выполняла его прихоти относительно выбора интерьера и наряда. Александр Бенуа в своих воспоминаниях пишет: Серов никогда и не скрывал, что его пленяют некоторые черты аристократизма, изысканные туалеты и обстановка, то есть всё, что отличается от «серой будничности, от тоскливой «мещанской» порядочности». Зинаиду Николаевну он помещает в модный интерьер. Княгиня, отнюдь не жеманница, сидит на атласном диванчике в изогнутой, какой-то извилистой, неудобной позе. Рядом с ней пристроился белый шпиц. Хрупкость и грация эти искусственны, беспокойны, тревожны. Кажется, что хозяйке салона, как и её собачке, «неловко» на скользкой атласной обивке дивана. Шпиц вот-вот соскользнёт на пол, и, встревоженный, но счастливый, будет прыгать по будуару, похожему на изящную бонбоньерку.

Однако… в светском портрете княгини Юсуповой впервые доминирует лицо! Глаза княгини сразу же находят глаза зрителя и встречаются с этим ошеломлённым слегка взором дерзнувшего приблизиться к её портрету. Серебристо-серые, эти глаза сияют с лица, словно две звезды. И вот вы уже захвачены обаянием их обладательницы. Современники находили сходство поразительным. Роскошный портрет с обилием изысканных аксессуаров – это подлинный портрет-картина. Серов пишет размашисто, широко, заставляя «играть» обстановку. Но красота живописи вовсе не затмевает характер героини портрета. К княгине Юсуповой художник относился с восхищением и не скрывал это, не смотря на скользящую лёгкую иронию. Перед нами портрет высокого психологического уровня - отнюдь не традиционный «гладкий» светский портрет. В 1903 году он имел успех на международной выставке в Берлине.

Портрет Князя Ф. Ф. Юсупова

Графа Сумарокова-Эльстона

верхом на лошади

1903 г . ГРМ

Выше были приведены слова самого художника из письма к жене, что князь Юсупов желал иметь портрет скорее лошади, чем свой собственный. Серова действительно больше интересовала, не сколько сама модель, сколько живописные задачи портрета. Психологическую характеристику князя он здесь словно опускает, и компенсирует характер блеском своей живописи. Впрочем, князь и не заслуживает отрицательной характеристики, ни в коем случае. Это человек чести, верный слуга царя и отечества, строгий, аккуратный, подтянутый военный. Взгляните с, каким достоинством восседает он на белоснежном арабском жеребце в парке подмосковного Архангельского! Белый китель, генеральская фуражка, скромно, в петличке, смотрится орденский крест. Правая рука важно упёрта в бедро, а левой князь сдерживает горячего жеребца. Ах, что за конь – как он косит огненным взглядом. Морда животного – в розоватой пене. Нетерпеливо жеребец переступает ногами. Как и на портрете великого князя Павла Александровича, конь смотрит на зрителя. 3 Торчащие уши придают коню беспокойное, нетерпеливое выражение, в отличие от спокойного хозяина. Что это он сидит на мне, как гора, тянет уздечку и не пускает вскачь?

Серов сам говорил, что ему от природы был пожалован «фотографический» глаз и как следствие, «здоровый реализм». Поведение модели подсказывало, диктовало ему своеобразную мизансцену, которой он добивался в течение множества часов и сеансов работы. В данном портрете князя Юсупова, Серов соединяет точность физиогномического сходства спокойного, твёрдого лица хозяина с боевым характером норовистого арабского жеребца, принадлежавшего ранее султану. И знатный всадник, и чистокровный конь, безусловно, вполне достойны друг друга.

Любовь Серова к нашим братьям меньшим проявляется в большинстве его работ. Много раз он писал собак и лошадей так, как будто это они являются главными героями портретов, а хозяева, скорее фоном для любимцев.

Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона,

впоследствии князя Юсупова.

1903 г . ГРМ

Младший сын Юсуповых шестнадцатилетний Феликс, именовавшийся тогда графом Сумароковым-Эльстоном, явился позировать Серову с любимым бульдогом, умным и преданным своему хозяину. Пёсик не отставал от Феликса, и общительный юноша охотно поведал Серову историю появления в семье бульдога: щенка привезли из Франции, когда, три года назад, Юсуповы посещали Всемирную выставку в Париже.

А что, если вы напишите его вместе со мной, любезнейший Валентин Александрович? Можно? – простодушно попросил Феликс.

И Серову было достаточно взглянуть в собачьи глаза и загореться желанием именно так и написать юного графа и его верного друга. Или, наоборот, бульдога вместе с хозяином. Серова заинтриговало сопоставление красивого, но холодного, будто сошедшего с греческого мрамора, лица юноши и очень выразительной, живой и умной морды бульдога.

Конечно! С радостью напишу вашего любимца! Очень люблю собак! - согласился художник.

Лёгкость общения, как было и в работе над портретом княгини, и здесь создавали самую благоприятную атмосферу для работы. Серов восхищался прекрасным подмосковным имением, художественными коллекциями Юсуповых и красотой летнего парка, где, начиная с Екатерины II , гостили все русские императоры. Феликс и пёс позировали Серову в вестибюле дворца в Архангельском, на фоне большой гипсовой скульптуры собаки. Вот и ещё одно сопоставление - живого пса и скульптуры, которое особенно подчеркивает ум, живость и преданность графского любимца.


Стройный, красивый Феликс, в чертах которого явно присутствуют восточные черты, доставшиеся ему от татарских предков, позирует в тёмно-серой, с лёгким сиреневым отливом, двубортной куртке, застёгнутой на все пуговицы. С ней удачно гармонирует черный атласный галстук. Этот наряд Серов сам выбрал в гардеробе юного графа, чтобы лучше выделить изнеженную, застывшую красоту этого русского Дориана Грея, по характеру весьма милого и даже доброго, но уже приобщившегося ко многим гадостям и порокам. Дерзкие шалости Феликса уже известны представителям высшего света: влечение к метаморфозам, превращениям в ресторанную певицу. Феликс обладал прекрасным голосом, пластикой и умом, но поскольку родился вторым сыном, то отсюда и комплексы, и желание хоть в чем-то да превзойти старшего брата Николая, наследника княжеского титула и огромнейшего богатства.

В период написания портрета, Феликсу ещё не известна своя судьба: он потеряет старшего брата и женится на племяннице императора Николая II великой княжне Ирине Александровне Романовой. Кроме этого, у него своя роль в истории России. В 1916 году Феликс Юсупов станет одним, если не сказать, главным, организатором убийства Григория Распутина. Тогда-то газетчики и вспомнят о его юношеском портрете «виртуозной кисти Серова, прекрасном, как портрет Дориана Грея». 4 Подчеркнуто-красивый образ Феликса, своеобразный «эстетизм» портрета, навевают воспоминания о герое Оскара Уайльда. Любопытную характеристику дал молодому Юсупову французский посол в России Морис Палеолог: «Князь Феликс Юсупов… одарен живым умом и эстетическими наклонностями, но его дилетантизм слишком увлекается нездоровыми фантазиями, литературными образами Порока и Смерти; боюсь, что он в убийстве Распутина видел, прежде всего сценарий, достойный его любимого автора Оскара Уайльда. Во всяком случае, своими инстинктами, лицом, манерами, он походил скорее на героя Дориана Грея, чем на Брута». 5 Однако портреты, написанный Валентином Серовым с князя Юсупова и придуманный Оскаром Уайльдом, при сопоставлении, носят зеркальный характер. В романе Уайльда портрет старился, менялся прекрасный облик Дориана Грея, а герой оставался неизменно молодым и красивым. Серов же навеки запечатлел и обессмертил красоту Феликса Юсупова, которому выпал долгий век в эмиграции. Он умер во Франции в 1967 году. А в 1903 году, работая над портретом юноши, Серов очень верно подметил свойственную красавцу самовлюбленность, и то, что свою красоту Феликс носит гордо, словно застывшую на лице маску.

Серов работал над портретом Феликса Юсупова в Архангельском около двух лет, с перерывами, вызванными отъездом юноши в Петербург на экзамены в частной гимназии Гуревича. Спустя многие десятилетия, уже стариком, Ф.Ф. Юсупов тепло вспоминал об этом светлом времени, охотно признавая, что беседы с художником Валентином Серовым оказали на него «глубокое духовное влияние».

«Его (В.А. Серова) восхищение перед Архангельским сблизило нас. После позирования, я уводил его в парк. Там, сидя на одной из моих любимых скамеек, мы вели откровенные разговоры, неоднократно беседуя по вопросам, глубоко меня волнующим. Будучи тогда юношей, я очень задумывался над той огромной ответственностью, которую накладывали на меня несметные юсуповские богатства. Я глубоко понимал и чувствовал, что чем больше мне дано, тем и больше от меня требуется. Серов же, человек гуманный и убежденный защитник всех неимущих, своими долгими и дружескими беседами «оформил» все мои сокровенные мысли и чувства. Его передовые взгляды оказали влияние на развитие моего ума. И по мере того, как его художественная кисть заканчивала мой внешний облик на полотне – внутри меня созревал тот человек, каким я остался, и дружба Серова оставила во мне неизгладимое впечатление». 6

Так писал о великом русском художнике Серове русский Дориан Грей и убийца Распутина и, надо надеяться, что он был вполне искренен и правдив в своём рассказе.

Куда сложнее оказалась работа над портретом старшего сына Юсуповых – наследника княжеского титула Николая. Молодой человек держался высокомерно, замкнуто, позировал неохотно. Стена между ним и художником мешала работе, и продвигалась она медленно. Серов написал наследника титула и несметных богатств Юсуповых на нейтральном фоне, в светло-серой студенческой тужурке. Те же восточные черты, как и у Феликса, но более ярко выражены: черные татарские глаза, густые брови, смуглая кожа. Неизъяснимая загадка, невозможная тайна беспокоила Серова, не оттого ли портрет Николая Юсупова выглядит будто незавершенным.

Портрет князя Н.Ф. Юсупова,

Графа Сумарокова-Эльстона.

В 1908 году, спустя несколько лет, Серов узнал из газет о гибели молодого графа Николая Феликсовича на дуэли. Произошло это 22 июня в Санкт-Петербурге. Серов подумал тогда в первую очередь о несчастной княгине Зинаиде Николаевне. Какое горе для матери! Какое горе для всей семьи! Припомнил он и беседы с Феликсом, охотно рассказывавшим о большой дружбе с братом. Теперь Феликс – единственный наследник княжеского титула и фантастического богатства! Причина дуэли не была тайной для высшего света Санкт-Петербурга. Внешне холодный, князь Николай Юсупов вдруг страстно влюбился в чужую невесту. Но дело было не в том, что его избранница, Марина Гейден, обручена. Девушка происходила из благородного семейства, но кому это из российских дворян дано было тягаться с Юсуповыми?! Родители возлюбленной князя Николая, конечно же, понимали это и не хотели неравного союза. Они поспешили сыграть свадьбу, и молодая чета отправилась в свадебное путешествие за границу. И вот тогда-то молодой князь Николай Юсупов ступил на заведомо зыбкую почву: он бросился следом за возлюбленной и в Париже принялся ухаживать за чужой женой с большой горячностью, и с удвоенным ещё пылом. Оскорбленный муж, граф Арвид фон Мантейфель, был из числа высших гвардейских офицеров. Вызов на дуэль последовал. Стрелялись князь Юсупов и граф фон Мантейфель в Санкт-Петербурге, в глубокой тайне от всех, в первую очередь, от родителей. Николай выстрелил в воздух, Мантейфель его хладнокровно застрелил. В очередной раз сбылось проклятие Суюмбике.

Валентин Александрович поспешил на почту и послал телеграмму соболезнования во дворец Юсуповых на Мойке. Не смотря на огромную социальную дистанцию, семья Юсуповых стала близка художнику.

Вероятно, Серов в это время не мог не размышлять о дальнейшей судьбе Феликса, в первую очередь беспокоясь о том, прислушается ли теперь молодой князь данным ему советам, пойдёт ли по стопам щедрых меценатов, занимавшихся благотворительностью на пользу России, и о которых много рассказывал ему Валентин Александрович? Феликс тогда слушал очень внимательно, но когда же это было-то, в каком ещё нежном возрасте! В такие юные годы человека легко можно склонить, как на хорошее, доброе, так и на плохое, вплоть до злодейства. Естественно, Феликса ждут искушения, да ещё какие!
Серову, однако, об этом узнать суждено не было. Художник ушёл из жизни внезапно, утром 5 декабря 1911 года. Как и отца, Валентина Александровича Серова сразил «тихий убийца» - сердечный приступ. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Сос. И ред. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Т. 2, Л., 1971

5 Князь Феликс Юсупов. Перед изгнанием. Мемуары. М. 1993

Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Сос. И ред. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Т. 1, 2, Л.,
Княгиня Зинаида Юсупова в портретах и воспоминаниях

«Сияние»: княгиня Зинаида Юсупова в портретах и воспоминаниях

«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, — повторяла она мне и брату, — тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».

Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894 г.

Такие воспоминания о княгине Зинаиде Юсуповой оставил её сын Феликс. Он боготворил мать. Но и в сердцах других людей эта необыкновенная женщина сохранилась не только как восхитительная красавица, но и как пример непревзойденного благородства — не зря при царском дворе её называли «Сияние» .

Зинаида Николаевна Юсупова родилась в 1861 г. в одной из самых знатных и богатых семей Российской империи: ее отец, последний князь из рода Юсуповых, был владельцем заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб и поместий, их годовой доход превышал 15 млн золотых рублей. Несмотря на жизнь в достатке и роскоши, Юсуповы прославились великодушием, скромностью и щедростью. Отец Зинаиды основал несколько благотворительных фондов, содержал институт для глухонемых.

Благодаря родителям, дом которых был открыт для людей науки и искусства, дочери Юсуповых — Зинаида и Татьяна получили прекрасное образование и воспитание. Позднее сын Зинаиды Феликс рассказывал:

«Семи лет матушка моя была готовой светской дамой: могла принять гостей и поддержать разговор. Однажды бабке нанес визит некий посланник, но та велела дочери, малому ребенку, принять его. Матушка старалась изо всех сил, угощала чаем, сластями, сигарами. Все напрасно! Посланник ожидал хозяйку и на бедное дитя даже не смотрел. Матушка исчерпала все, что умела, и совсем было отчаялась, но тут ее озарило, и она сказала посланнику: „Не желаете ли пипи?“ Лед был сломан. Бабка, войдя в залу, увидела, что гость хохочет как сумасшедший».

Вскоре княжна стала одной из первых красавиц Петербурга. «Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу. Дед мечтал увидать дочь на троне и теперь огорчался, что она не честолюбива. И уж совсем расстроился, узнав, что она выходит за графа Сумарокова-Эльстона, простого гвардейского офицера».

Действительно, выбор княжны многим показался странным. Спустя годы военный дипломат граф А.А. Игнатьев вспоминал: «Каким-то друзьям удалось, наконец, убедить одного из кавалергардских офицеров, хоть и недалёкого, но богатого и носившего уже двойную фамилию Сумароков-Эльстон, жениться на Юсуповой. Неглупая и очаровательная супруга сделала карьеру этого заурядного гвардейца, но ума, конечно, ему придать не смогла».

Степанов К.П. Портрет кн. З.Н. Юсуповой. 1902 г.

После свадьбы супругу Зинаиды высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом — князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. Брак был счастливым, несмотря на разность характеров. Их сын Феликс писал, что «он был прежде всего солдат и не любил интеллектуальные круги, где нравилось бывать его жене», и из любви к мужу мать была вынуждена пожертвовать «своими личными вкусами».

На костюмированном балу. 1903 г.

Тем не менее, Юсуповы жили широко, устраивая грандиозные балы и приёмы, на которые приглашались члены императорской семьи и представители иностранных домов. «Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз».

Константин Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме

«Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет». И неудивительно, что много сил, времени и средств она тратила на благотворительность. Под её патронажем находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви, причём не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны Зинаида Николаевна была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых.

Даже художник Валентин Серов, который обычно не жаловал аристократию и не льстил знатным дамам, когда писал их портреты, был восхищен княгиней Юсуповой: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Валентин Серов. Княгиня Зинаида Юсупова в своем дворце на Мойке. 1900 г.

Однако назвать её жизнь безоблачной нельзя. В браке у Зинаиды Николаевны родились 4 сына. Двое из них умерли в младенчестве. И старшему Николаю не было суждено прожить долго: он погиб в 25 лет на дуэли. Говорили даже о родовом проклятии Юсуповых — будто в каждом поколении в этой семье может остаться в живых только один сын, остальные же умирают, не достигнув 26-летнего возраста.

Судьба младшего, Феликса, тоже стала причиной для материнских волнений. Феликс стал организатором убийства Григория Распутина. Мать поддержала его: «Ты убил чудовище, терзавшее страну. Ты прав. Я горжусь тобой». Сама она никогда не одобряла увлечения императрицы Александры Федоровны Распутиным, что в конце концов привело к прекращению многолетних дружеских отношений женщин. Об их последней встрече летом 1916 года и «холодном приёме» Феликс Юсупов писал: «... царица, молча её слушавшая, поднялась и рассталась с ней со словами: „Надеюсь, я больше никогда вас не увижу“».

С сыном Феликсом

Стоит отметить, что многие современники считали Зинаиду Николаевну политически прозорливой, наделенной государственным умом. К ее суждениям прислушивались даже министры. А в 1917 году лейб-медик, дантист Кастрицкий, вернувшись из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел Юсуповым последнее государево послание, переданное ему: «Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупреждения. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали».


С внучкой Ириной

Сами Юсуповы покинули Петербург сразу же после начала революционных волнений и поселились в Крыму. А в 1919 году они эмигрировали в Италию. В отличие от многих русских эмигрантов, Юсуповы смогли вывезти за границу ряд ценностей и имели там некоторую недвижимость. Зинаида Николаевна даже продолжила заниматься благотворительностью: при её содействии были созданы бюро прииска работы, бесплатная столовая для эмигрантов, белошвейная мастерская. Журналист П. П. Шостаковский, встречавшийся с Юсуповой в 1920-е годы, писал: «Самая из них умная и толковая оказалась старуха Юсупова. <...> Старуха-княгиня не поминала прошлого. ...Короче говоря, не только приняла как неизбежное создавшееся положение, но и старалась облегчить другим выход на новую дорогу, дать возможность заработать себе кусок хлеба».

После смерти мужа Зинаида Николаевна переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году. После её смерти сын Феликс нашёл в бумагах матери стихотворение, написанное незнакомым почерком:

Вы говорите, вам — седьмой десяток лет?
Конечно, с вашей я уверую подачи,
Сударыня, в сие известие, иначе
Подумал бы, что вам и трех десятков нет.
Итак, вам шестьдесят, вы говорите, лет.
На том благодарю. А думай я, что тридцать,
В вас, разумеется, не смог бы не влюбиться!
И, с вами коротко не будучи знаком,
Не насладился бы любовью целиком!
Итак, сударыня, вам нынче шестьдесят,
И в вас влюбленности не прячут стар и млад.
Вам шестьдесят. И что? Для любящего взгляда
Не только шестьдесят — и сотня не преграда.
И к лучшему — когда уже за шестьдесят!
Тусклее лепестки — сильнее аромат.
Когда в цвету душа, над ней не властны зимы.
И прелести ее вовек неотразимы.
Незрелая краса немного и поймет.
А с вами разговор — и острота, и мед.
И только вы одна поймете и простите.
И в вас, как ниточки в одной единой нити,
И ум, и доброта. И я, по правде, рад,
Что вам исполнилось сегодня шестьдесят!

Оригинал записи и комментарии на

Поделиться