Поставил везде светодиодные лампочки, проблема с поворотами. Как без труда переделать сигнальное освещение под светодиоды? Переделать реле поворотов 781.3777 под светодиоды

Решение о замене стандартных лампочек на современные светодиоды в последнее время приобрело своеобразную актуальность. Так, наличие светодиодов позволяет расширить диапазон цветовых эффектов, а также сэкономить на потреблении тока. Но, несмотря на преимущества светодиодов, все же существуют свои определенные трудности во время их установки на поворотники ВАЗ 2110 – появляются трудности с морганием (частота сигналов резко увеличивается).

В чем причина следует разобраться…

Прежде всего, необходимо разобраться в принципе работы реле указателей поворотов ВАЗ 2110 (реле под № 3 в блоке предохранителей), а также в остальных моделях автомобилей:
Во время работы штатной лампочки в поворотниках происходит нагревание пластины в самом реле, за счет сопротивления лампочки, следовательно, цепь размыкается. В случае перегорания лампочки реле недополучает это сопротивления, отсутствует нагрев, нет размыкания цепи и как результат частое моргание.

Вывод: быстрое моргание указателей поворотов указывает на необходимость замены лампочки.
Идентичная проблема появляется с частым морганием при установке светодиодов в поворотники на место лампочек, поскольку реле ощущает недостаток необходимого сопротивления – срабатывает аварийный режим.

То же происходит с заменой габаритных ламп на диоды (причина все та же – реле).
Варианты решения данной проблемы:

Оснащение реле поворотов дополнительным резистором:

– можно воспользоваться следующим приемом – впаять резистор (приблизительно 2,2 кОм) параллельно светодиодам, что послужит имитацией нагрузки лампы.
– либо проще всего подсоединить параллельно светодиодам штатные (обычные) лампочки. Но здесь есть свои недостатки: нагревание резисторов, ухудшается свет лампы накаливания.

Повышение емкости.

В целях устранения частого моргания поворотов с уже установленными светодиодами рекомендуется сделать замену конденсатора в реле поворотов. Для этого следует выпаять прежний конденсатор и соответственно впаять новый на его место (обратите внимание на полярность, чтобы в случае чего не перепутать).

Вывод: увеличивая емкость конденсатора в два раза, соответственно уменьшается количество морганий также в 2 раза.

Если в наличии нет конденсатора большей емкости, не нужно расстраиваться: можно взять аналогичный конденсатор и впаять параллельно как дополнительную емкость. Недостаток: аварийное моргание в замедленном темпе.


Светодиоды последовательного соединения (спаивания).

Существует такое утверждение, что спаянные в последовательном расположении 5 светодиодов в поворотнике создают достаточную нагрузку для размыкания цепи.

Размыкание цепи в реле поворотов.

Один из распространенных способов – размыкание самой цепи на плате реле поворотов, в результате чего реле будет срабатывать и при стандартных лампах, и при светодиодах.



Недостаток такого варианта: отсутствие сигнала о перегоревшем поворотнике.

Очень часто люди задают вопросы о том, что же нужно сделать чтоб после установки светодиодных ламп, повороты мигали с нормальной скоростью.

Так же бывает что после установки светодиодных ламп, повороты вообще перестают работать.

Давайте разберем две разных ситуации.

1. После установки светодиодных ламп, повороты работают, но мигают слишком часто. Причем чем лампы слабее, тем чаще будут мигать.

Что нужно сделать в этом случае:

Снимаем реле поворотов, разбираем его.

Находим в нем один-единственный электролитический конденсатор.

На фото он помечен красным прямоугольником.

Подбираем его емкость так, чтобы повороты мигали с нормальной скоростью.

Не помню точно,но кажется в стоке он 2.2 Мкф.

Мне с моими довольно мощными светодиодными лампами потребовалось увеличить его примерно вдвое, до 4.7 Мкф.

Рабочее напряжение конденсатора может быть любым но не менее 16 а лучше 25 Вольт.

2. После установки светодиодных ламп, повороты не мигают вообще.

Сигнал поворота, должен быть виден всегда, в том числе днем, при солнечном свете, а не только ночью.

Но если Вы считаете что лампы подходят, тогда дорабатываем реле для работы со слабыми лампами.

С обратной стороны платы видим много всего.

Нам нужен резистор заключенный в красный прямоугольник.

Его номинал в стоке 3.3 кОм

Нам нужно его уменьшить. Если есть возможность (и способность) заменить его, то меняем его на резистор от 2 до 2.5 кОм. В принципе работает и с 3 кОм, но не знаю как будет со стабильностью.

Лучше всё же поставить 2.5 кОм для более надежного запуска.

Если с паяльником знакомы слабо, тогда можно взять резистор номиналом порядка 7 ... 9.1 кОм и припаять его просто сверху, параллельно имеющемуся резистору.

После такой доработки, реле начинает работать с лампами от 1 Вт.

Естественно, придется подобрать конденсатор как в первом случае, для приведения частоты мигания в норму.

Но 1 Вт, это очень маленькая мощность. Я бы даже сказал недопустимо маленькая для сигнала поворота.

Если у Вас реле и после этой доработки не работает с Вашими лампами, то лучше их заменить на что то более мощное.

Получается, что Ваши 2 лампы (передняя и задняя), в СУММЕ меньше 1 Вт!

Немного про светодиодные лампы, про их мощность и про цвет.

Дело в том, что в случае со светодиодами нельзя применять тот же принцип как с лампами накаливания. У белого светодиода, очень специфичный спектр свечения. В нем мало желтого цвета и очень мало красного. Поэтому белый светодиод помещенный за скажем красный светофильтр, может потерять до 80% светового потока, в зависимости от качества этого самого светофильтра.
Вот поэтому,

Смотрите:

Вот спектр обычной лампы накаливания:

Видите, в нем ОЧЕНЬ много желтого и красного цвета.

И мало голубого, синего и сине-зеленого. Да и зеленого не очень много.

Именно потому что в основном спектр лампы накаливания состоит из желтого и красного цветов, она одинаково хорошо работает и в поворотах за желтым светофильтром и в габаритах-стоп сигналах за красным светофильтром.

А вот спектр белого светодиода.

Основную часть его составляют голубые тона, а желтого и тем более красного цвета, в его спектре довольно мало.

Вот именно поэтому, светодиодные лампы должны быть именно того цвета, за какой светофильтр Вы их устанавливаете.

Красные для красного и желтые для желтого.

Теперь о мощности.

Белый светодиод это совершенно другой светодиод, нежели цветные светодиоды.

В белом светодиоде, мы видим свечение не самого кристалла, а люминофора, нанесенного поверх кристалла.

А излучение кристалла лишь возбуждает люминофор, заставляя его излучать свет.

Поэтому мощность белого светодиода зависит от двух факторов:

1. Мощность излучения кристалла (мощность возбуждения люминофора)

Направления тюнинга современного автомобиля разнообразны: в том списке и применение ксеноновых ламп, и установка накладок на передние фары, и аэродинамический обвес…

Мы же остановимся на практике использования светодиодов в указателях поворотов автомобилей отечественного производства.

Ожидаемые сложности при установке

Мода на встраивание светодиодных ламп в автомобили пришла стремительно, и сразу обнаружились существенные «подводные камни» при их переоборудовании. Относительно поворотов машин семейства ВАЗ (в частности ВАЗ-2110) они проявляются в том, что частота мигания фар поворотников возрастает.

Причины такого явления заключаются в следующем: светодиоды работают при повышенных, в сравнении с обычными лампами, значениях сопротивления. Поэтому при таком включении они нагреваются более интенсивно. В результате просто разогревается пластина, вследствие чего электрическая цепь размыкается.

Когда лампочка перегорает, сопротивление резко снижается, что приводит к увеличенной частоте мигания сигнальной лампы. Можно заменить обычную лампу светодиодом, но это принципиально ничего не меняет, поэтому придётся дорабатывать реле поворотов для светодиодов своими руками.

Варианты решения

Очень подробно и качественно описано решение проблемы в видео, а ниже мы более подробно разберем все варианты:

  • Параллельно светодиодам можно включить в схему реле балластный резистор (выбор зависит от того, какова марка автомобиля, для ВАЗ-2110, например, это 2,2 кОм);
  • Вместо резистора просто добавить параллельно обычную лампу;
  • В схеме заменить конденсатор на более ёмкостной;
  • Параллельно существующему можно впаять ещё один конденсатор с той же ёмкостью.

Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Например, при наличии балластного резистора электрическая цепь реле указателя поворотов просто увеличит потребление своей мощности, что отразится на ресурсе аккумуляторной батареи. Резисторы будут нагреваться и это приведёт к уменьшению светоотдачи обычных ламп.

Параллельное подключение ещё одной лампы сопряжено со сложностями её безопасной установки в том же корпусе. Добавляя в схему добавочный конденсатор, придётся смириться с тем, что частота миганий указателя поворотов существенно снизится (впрочем, в действующих правилах никаких ограничений по частоте мигания светодиодов нет).

Доработка схемы реле

Количество последовательно устанавливаемых светодиодов можно определить опытным путём, но на практике достаточно 5 штук: такой нагрузки вполне достаточно для срабатывания цепи. Цепь на плате при этом размыкается, что позволяет ему работать как с обычными, так и со светодиодными лампами. Однако в том случае устройство не сможет сигнализировать о том, что лампочка указателя поворотов перегорела.

Алгоритм доработки рассматривается на примере реле, которое работает с использованием контроллера U643B производства китайской компании Atmel. Такие контроллеры часто применяются в схемах электронного оборудования современных легковых автомобилей.

Одна из функций такого контроллера заключается в том, чтобы предупреждать о неисправности лампочек указателя поворотов. Критерием неисправности служит критичное уменьшение тока в цепи, вследствие этого частота мигания резко возрастает.


Схема электронного реле поворотов для светодиодов

Рабочее значение тока светодиода устанавливается на выводе схемы контроллера «Lamp failure detection». Нюанс в том, что КПД светодиодных ламп значительно больше, чем обычных. Неудобство заключается в том, что потребляемый ток снижается, а повышенное мерцание светодиодов воспринимается контроллером как неисправность реле поворотов.

Для того, чтобы избавиться от такого недостатка, просто следует заменить резистор R3 схемы на более мощный. Это приведёт к росту общей нагрузки, и соответственному увеличению силы тока — до значений, при котором мигания поворотников уже не будет.

Альтернативное решение для некоторых автолюбителей состоит в том, что в схеме вырезается тот участок цепи, который отвечает за измерение силы тока. Однако в том действии проявляется и серьёзная проблема.

Поскольку контроллер U643B работает с уже выставленными производителем своими начальными параметрами, то при таком «тюнинге» указателя поворота можно случайно изменить так называемый Device Code – код идентификации контроллера внешними устройствами. Перепрошить его невозможно. Кроме того, вырезав один из контактов в схеме реле поворотов, можно получить частое мигание поворотников, что не всегда удовлетворяет пользователя авто.

Обратное восстановление, скорее всего, ничего не даст, поскольку контроллер реле уже «запомнил» свои новые параметры и изменил Device Code.

Сложность настройки параметров резистора R3 заключается в том, что деталь работает с изначально небольшими значениями сопротивления, поэтому для подстройки потребуются точные приборы, однако с технической точки зрения такой подход является более верным.

Ограничения и порядок доработки реле поворотов

Установка светодиодов возможна лишь в том случае, если реле — цифровые. Для автомобилей семейства ВАЗ или ГАЗ — это приборы, маркируемые обозначением 494.3747 (для сравнения: обозначение аналоговых — 231.3747). Когда маркировка отсутствует, класс реле достаточно просто определяется по его габаритам, которые для аналогового варианта заметно больше. Если в автомобиле работает именно аналоговое — придётся приобрести цифровое.


Внешний вид цифрового и аналогового реле поворотов

Указатель поворотов дорабатывается в следующей последовательности:

  1. Вскрывается корпус;
  2. Устанавливается местонахождения чипа, отвечающего за работу поворотников: он обычно размещается справа от внешней платы.
  3. Заменяется конденсатор, которым определяется частота генератора миганий лампы поворотника. Тонкость заключается в том, что ёмкость конденсатора должна быть в пределах 4,7 мкФ на 50 В рабочего напряжения. Как вариант, можно поставить ещё один конденсатор, в большинстве случаев пространство внутри корпуса реле позволяет выполнить такую операцию.
  4. При помощи измерительных приборов контролируются выходные параметры. В том случае, если светодиоды функционируют должным образом, корпус устанавливают на прежнее место.

В качестве дополнительных элементов следует приобрести:

  • Р-канальный транзистор;
  • Резистор из вышеуказанного диапазона сопротивлений (если в схему будет впаиваться он, а не конденсатор);
  • Светодиоды (желательно – красного или оранжевого цвета).

Пайку такого модернизированного варианта реле можно произвести обычным навесным методом, поверх основной схемы.

Народ очень много пишет о внедрении светодиодов, пусть то купленные или самодельные, в поворотники, а потом задается вопросом, что они очень часто моргают. Я тоже задавался этим вопросом, тем более хотелось и надо переделать переднюю оптику, но тормозил вопрос частого моргания.

Начитавшись переделок и реле в том числе, было приобретено реле поворотов для переделки, но вскрыв его обнаружено, что оно не такое как переделывают люди для светодиодов, то есть не зависимое от нагрузки. Оно долго валялось и вот пришло время экспериментов.

О главном.
И так, вот приобретенное реле на просторах ларьках и магазинах автозапчастей

Методом “научных экспериментов” было определено, что данное реле не зависит от нагрузки! НО ДЛЯ ЕГО ЗАПУСКА НЕОБХОДИМА ХОТЯ БЫ 1W ЛАМПОЧКА (КОНТРОЛЬКА НА ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ)!

Подводные камни.
Побывало во время экспериментов два реле, фиатовское и купленное, у обоих подключение одинаковое, то есть плюс минус и нагрузка. И я без задней мысли решил поставить купленное вместо родного. Но вот тут то меня и ждала.опа, поставив реле и включив оно даже не успело сказать мяу. Оказывается у “японского” родного реле плюс и масса поменяны местами, и я новое просто спалил переполюсовкой, моментом сгорел один из транзисторов.

Интересное.
С налету купить и перепаять транзистор не получилось, кинулся на поиски такого же, но увы с такой же маркировкой не нашлось, но попался почти такой же, по крайней мере совпадают “3777”

По моему мнению, главное чтобы совпали цифра
Аккуратно вскрыв его в ларьке увидел, что схема у него такая же как и у сгоревшего

Схемы очень похожи, небольшие разницы в номиналах




И в правду данное реле так же не зависит от нагрузки.
Но у первого (сгоревшего) частота моргания (кстати уже восстановленного) немного реже чем у второго, хотя оба они подходят под “стандарт”. Ну уж если кому интересно, то частоту можно выбрать самому подбирая и изменяя емкость конденсатора.

Вывод.
Кому интересно и кто хочет внедрить в свою машинку светодиодные повороты, то ищите данные реле поворотов. Но не забывайте проверить полярность, ибо на иностранцах возможна смена полярности.

Всем удачи в изобретениях, ни гвоздя, ни жезла! И надеюсь моя инфо кому-нибудь пригодиться!


Как известно, все современные автомобили оборудованы указателями поворотов, которые представляют собой мигающую на левой или правой части кузова лампочку или светодиод. Иногда штатное электромеханическое реле выходит из строя, а достать мощное автомобильное реле бывает не всегда так легко. На помощь приходят полупроводниковые приборы – ведь построить такое реле мощно всего на паре транзисторов.

Схема реле


Схема представляет собой несимметричный мультивибратор, он включается в разрыв цепи последовательно с лампочкой и источником питания. При подаче напряжения лампочка сразу же начинает мигать. VT2 на схеме – полевой транзистор, именно через него протекает весь ток лампочки. Предпочтительнее применить транзистор с максимально низким сопротивлением открытого перехода. Сюда подойдут IRFZ44N, IRF740, IRF630. Если вместо лампочки используется светодиод небольшой мощности, можно использовать и биполярный транзистор, например, TIP122. Транзистор VT1 средней мощности структуры p-n-p, подойдут BD140, КТ814. Диод D1 можно ставить 1N4007 или 1N4148. От ёмкости конденсаторов и сопротивления резисторов напрямую зависит частота миганий. Для увеличения частоты нужно уменьшить ёмкость конденсатора С2, а для уменьшения частоты, наоборот, увеличить его ёмкость. Также можно поэкспериментировать с номиналами других элементов схемы и наблюдать, как будет меняться скважность импульсов.

(скачиваний: 456)


Сборка схемы

Вся схема собирается на миниатюрной печатной плате размерами 35 х 20 мм, изготовить её можно методом ЛУТ. Дорожки после травления обязательно нужно залудить, тогда медь не будет окисляться.


В первую очередь на плату запаиваться резисторы, диод. После них всё остальное – пара транзисторов, электролитические конденсаторы и клеммник. Важно не перепутать цоколёвку транзисторов и полярность конденсаторов, иначе схема не будет работать. Когда все детали запаяны на плату, обязательно нужно смыть остатки флюса, проверить правильность монтажа.


Настройка и испытания реле поворотников

Для пробы в качестве нагрузки можно подключить несколько мощных светодиодов. Минус нагрузки подключаем напрямую к минусу источника питания, а плюс заводим на плату. Если же для проверки используется лампочка, подключать её можно любой полярностью. Подаём напряжение, и лампочка сразу же начинает мигать. Частоту мигания можно менять в широких пределах, именно поэтому данной схеме можно найти множество других применений, кроме использования в качестве реле поворотников. Например, с её помощью можно сделать задний мигающий фонарь для велосипеда, достаточно лишь увеличить частоту вспышек уменьшением ёмкости конденсатора. Схема может коммутировать большую мощность – до нескольких сотен ватт, если применить полевой транзистор, рассчитанный на соответствующий ток. При мощности более 100 ватт транзистор желательно установить на небольшой радиатор, иначе возможен его нагрев при долговременной работе. Такая схема, в отличие от традиционного электромеханического реле не имеет подвижных частей, поэтому она значительно долговечнее, если использовать при детали надлежащего качества. При необходимости, в цепь последовательно с нагрузкой включается также предохранитель, обозначенный на схеме как FU1. Удачной сборки.
Поделиться