Буквально за два десятилетия строительные технологии обновились, появились новые стройматериалы и инструменты. К примеру, старый верный рубероид уступил свое место новым кровельным наплавляемым материалам, которые по всем позициям лучше. С этим спорить уже никто не будет. А соответственно ушло в небытие ведро с горячим битумом и кистью для обмазки, вместо которых строители используют сегодня горелку газовую для кровельных работ.
Что такое газовая горелка
Это ручной инструмент, соединенный с баллоном газа. В ее состав входят:
- Форсунка, внутри которой установлен жиклер со сквозным отверстием малого диаметра. Через него газ в виде пламени подается на место наплавки или просушки.
- Стакан. Это приспособление, внутри которого происходит смешение горючего газа с воздухом (кислородом). В стакане есть множество отверстий, через которые воздух и подсасывается в зону пламени. К тому же это устройство защищает пламя огня от воздействия ветра.
- Вентиль, с помощью которого открывается подача газа и регулируется его напор, а соответственно и длина факела.
- Магистральная труба, которая отделяет горелку от рукоятки, за которую держится сварщик.
- Рукоятка из пластика или дерева.
Конечно, для работы газовой горелкой необходим шланг, соединяющийся с баллоном, и редуктор, который понижает давление газа в магистрали. Давление газа на выходе из горелки - 0,1-0,15 МПа. Весит горелка газовая пропановая для кровельных работ немного, в пределах 1,0-1,5 кг. Так что работать с ней удобно и легко.
Как сделать горелку своими руками
В принципе, конструкция газовой горелки пропановой несложная. Главное собрать форсунку и стакан. Остальные элементы и части - это готовые узлы и детали, которые продаются в любом строительном магазине. Поэтому сделать ее своими руками будет нетрудно.
Итак, что требуется для сборки горелки своими руками.
Сборка газовой горелки
В первую очередь нужно на одном конце медной трубки нарезать внутреннюю резьбу, используя метчик соответствующего диаметра. Медь - металл не очень твердый, так что провести эту операцию своими руками будет несложно. Также легко будет вкрутить жиклер.
Со стаканом все сложнее. Для этого придется одну сторону трубы разрезать на несколько продольных лепестков (6-8 штук), а затем согнуть их к центру. Получится конус, при этом сводить до конца лепестки не надо, необходимо оставить место для магистральной трубки, на которую стакан и надевается. После чего лепестки прижимаются к трубке, где запаиваются. Между лепестками остаются прорези, которые будут выполнять функции подачи воздуха внутрь форсунки. Длина лепестков приблизительно - одна треть от всей длины стакана.
Важно! Жиклер должен располагаться на расстоянии, равном длине лепестков. То есть, пламя из пропана и кислорода должно образовываться на уровне прорезей.
Горелка газовая для кровельных работ, а точнее, ее передняя часть в виде форсунки готова. Остается собрать заднюю часть. Для этого понадобятся два сгона М25, изготовленных из трубы диаметром 25 мм с нарезанной резьбой. В одностороннем сгоне в месте, где не нарезана резьба, формируется конус, в который вставляется задняя часть магистральной трубки. Это можно сделать, нагрев сгон кислородным резаком, и обстучав его со всех сторон.
В него вкручивается регулирующий газовый вентиль. Второй сгон, он двухсторонний, вкручивается в вентиль с другой стороны. Обязательно накрутка производится на герметизирующий материал. К примеру, на фум-ленту. На задний торец второго сгона накручивается переходник от резьбового соединения на шланговый. Его изготавливать своими руками нет смысла, потому что продается он в любом строительном магазине и стоит очень дешево.
Теперь остается изготовить рукоятку и установить ее на приготовленном устройстве. Вариантов рукояток - огромное количество. Здесь главное - удобно держать весь самодельный прибор. К примеру, ее можно вырезать из деревянной доски толщиною 5 мм, можно купить ручку от топора и подогнать ее под размеры и форму. Крепить рукоятку лучше к сгонам, потому что во всей конструкции это самый прочный участок. Оптимально - это задний сгон, потому что регулирующий вентиль должен располагаться чуть впереди для удобства его использования.
Крепить деревяшку к металлической трубке можно по-разному.
- Сделать выемку по всей ширине под размер диаметра трубы сгона, уложить в нее сгон и закрепить его двумя хомутами из металлической ленты.
- Установить сгон сбоку рукоятки и также закрепить хомутами.
Итак, газовая горелка для кровельных работ своими руками изготовлена, можно подсоединять ее к газовому баллону и провести тестирование. Для этого шланг соединяется с баллоном через редуктор, где закрепляется хомутом. Второй его конец вдевается в переходник, где также закрепляется хомутом.
Открывается баллон, открывается подача пропана через газовый редуктор. И последним открывается регулирующий вентиль на форсунке. Газ должен пойти через жиклер с характерным звуком. Надо обязательно дождаться, чтобы воздух внутри приспособления полностью вышел. После чего газовый поток поджигается. Вентилем около рукоятки регулируется факел по длине и мощности.
Внимание! Самодельная газовая горелка для кровельных работ - устройство повышенной опасности. Поэтому ко всем производимым операциям надо подходить с особой тщательностью. Особенно это касается соединений всех элементов между собой. Должна быть соблюдена полная герметичность.
Меры противопожарной безопасности
В независимости от того, используется заводская газовая горелка или самодельная, нужно строго соблюдать требования пожарной безопасности.
- Держать на кровле огнетушитель при выполнении кровельных работ.
- Все работы производятся только в светлое время суток.
- На крышу при укладке мягкой кровли при помощи газовой горелки можно заносить только один пропановый баллон.
Во время проведения строительно-монтажных, ремонтных, ювелирных или иных работ, подразумевающих локальное нагревание элементов до высоких температур, одним из необходимых инструментов является газовая горелка. Рынок предлагает достаточно большое количество подобных изделий, однако их приобретение потребует вложения немалых средств, что не всегда уместно. Например, если речь идёт о периодическом применении нагревателя для пайки металлов во время ремонта автомобиля, то может быть изготовлена газовая горелка своими руками. Об этом и пойдёт речь далее.
Виды газовых горелок
Перед тем как сделать газовую горелку своими руками, необходимо определиться с тем, какие газовые горелки могут изготавливаться самостоятельно. Устройства этого типа отличаются по ряду факторов, одним из которых является используемых газ. Так можно выделить:
Ацетиленовые горелки – длительное время применялись при проведении сварочных работ, так как позволяли добиться температуры свыше 2000 градусов, но постепенно выходят из использования ввиду удорожания необходимых расходных материалов и высокой опасности технологии.
Метановые горелки – в частном или промышленном использовании не фигурируют, так как используемый энергоноситель обладает ядовитыми свойствами, при этом неэкономичен.
Бензиновые горелки – обладают достаточной эффективностью, но коптят и требуют соблюдения строгих правил безопасности.
Из всех возможных вариантов, газовые горелки обладают наилучшим соотношением доступности, безопасности и эффективности.
Кроме того, газовые горелки отличаются и по типу применяемой конструкции:
Атмосферные – приток необходимого для поддержания горения воздуха организуется с помощью естественного атмосферного давления.
Эжекционные – приток воздуха образуется выдуваемым газом.
Наддувные – воздух подаётся принудительно с помощью компрессора, являющегося частью конструкции горелки.
При выборе варианта конструкции необходимо понимать, что чем самодельная газовая горелка мощнее, тем сложнее для самостоятельного изготовления будет её конструкция.
Этапы изготовления
Перед тем, как сделать нужную газовую горелку своими руками необходимо подготовить необходимые инструменты и материалы, а также выполнить чертёж проекта. При достаточном уровне квалификации и наличии специального оборудования изготовить можно любой из вариантов, но в большинстве случаев стоит говорить о простейшей конструкции. Использование горелки сопряжено с достаточно высоким уровнем опасности, поэтому делать сложные и мощные самоделки не рекомендуется. В то же время мини газовая горелка способна стать достаточно эффективно решать свои задачи, при этом сравнительно проста для самостоятельной сборки.
Разработка конструкции
Первоначальным этапом работ является создание принципиальной схемы. Если брать в качестве ориентира наиболее простой вариант, то горелка на пропане будет состоять из газопроводящей трубки, форсунки, сопла и рукоятки для удержания. При составлении схемы необходимо в масштабе отразить все конструкционные элементы. К слову, небольшую турбо- горелку можно изготовить, используя простую иголку от шприца и баллончик для заправки зажигалок.
Газопроводящая трубка
Для её изготовления можно взять соответствующий элемент конструкции пистолета для монтажной пены. Особого внимания заслуживает то, что в этом случае необходимый для нагнетания потока газа жиклёр уже установлен. Остаётся только вытащить небольшой шарик на пружинке, который служит для остановки пены. Диаметра имеющегося отверстия будет достаточно для предполагаемых целей использования.
Регулировочный клапан
В качестве регулировочного клапана можно использовать простой газовый клапан-бабочку. Такой вариант позволить обеспечить возможность изменения интенсивности потока газа, при этом не увеличивает внешние габариты узла. Сочетание эффективности и простоты конструкции этого элемента может сравниться лишь с его доступностью, при этом такая пропановая горелка прослужит долго.
Сопло
Для изготовления этого элемента можно использовать подходящий по диаметру обрезок металлической трубы. С одного из краёв этого обрезка выполняется ряд пропилов, после чего получившиеся лопасти равномерно загибаются к центру.
Рукоятка для удержания
Этот элемент может быть изготовлен из любых подручных средств. При этом главное, что необходимо обеспечить – изоляцию рук, так как работающая горелка от природного газа будет нагревать многие свои элементы.
Процесс монтажа
Когда все элементы конструкции будут изготовлены, можно приступать к их соединению в единый комплекс.
- На трубку со стороны форсунки напрессовывается гайка с подходящим внутренним диаметром.
- С этого конца трубки надевается изготовленное сопло, а загнутые его лопасти привариваются к гайке.
- С другой стороны на рубку также напрессовывается гайка, которая после этого вставляется внутрь подходящего по диаметру водопроводного сгона и заваривается.
- К сгону с помощью резьбового соединения подключается газовый клапан.
- С другой стороны клапана подсоединяется второй сгон, на который наворачивается «ёлочный» переходник на шланг.
- Завершающим этапом изготовления является установка рукоятки для удержания.
К переходнику подключается шланг, идущий на баллон и основные этапы работ можно считать завершёнными. При выполнении работ важно обеспечить герметичность соединения элементов, поэтому все резьбовые узлы должны быть дополнительно уплотнены с помощью ФУМ-ленты.
Для придания горелке на газе более презентабельного вида все внешние металлические поверхности необходимо отшлифовать. Кроме того, шлифовке подлежит и выпускная форсунка, для обеспечения ровного пламени без рывков.
Как видно из изложенного, при минимальном использовании инструмента и базовом уровне квалификации, изготовить простую горелку на пропане вполне можно изготовить и самостоятельно. Для лучшего понимания вопроса можно ознакомиться с видео по изготовлению газовой горелки своими руками и выполнять работы по аналогии. При этом важно помнить, что соблюдение правил техники безопасности является обязательным условием.
Печи и котлы, работающие на отработанном масле, давно заняли достойное место среди отопительных приборов. Отработка - дешевый, а иногда и бесплатный вид топлива, часто ее используют для этой цели в автосервисах и гаражах. Многие мастера при выборе конструкции задаются вопросом: можно ли переделать бензиновую паяльную лампу в горелку на отработке?
Принцип действия обычной паяльной лампы заключается в воспламенении паров бензина, выталкиваемого под действием сжатого воздуха наружу. Этот эффект достигается за счет нагнетания воздуха в топливный бак горелки.
Что произойдет, если залить в паяльную лампу отработанное масло?
Само по себе масло, даже под давлением, испаряется плохо - его нужно нагревать. Из-за плохого распыления пламя будет неравномерным, и разжечь горелку будет сложно. Горит масло с образованием большого количества нагара и копоти, поэтому жиклер быстро закоксуется, уменьшится его сечение, и лампа выйдет из строя. Увеличение сечения жиклера тоже не даст ожидаемого эффекта - масло будет распыляться крупными каплями, что не позволит получить равномерное пламя факела.
Кроме того, отработанное масло часто содержит примеси: солярку, бензин, антифризы и даже воду, что может привести к вспышкам внутри лампы. Для использования отработки в качестве топлива для паяльной лампы придется устраивать систему фильтрации, что еще больше усложнит задачу.
Учитывая все сложности, использовать бензиновую паяльную лампу как горелку на отработке сложно и небезопасно. Поэтому необходимо доработать или полностью изменить ее конструкцию.
Как изготовить горелку на отработке самостоятельно
Для успешного горения масла нужно либо предварительно нагреть его до температуры испарения - примерно 300 градусов Цельсия, или мелко распылить и обогатить масляные пары воздухом. Подогреть масло до таких температур можно с помощью мощных ТЭНов, но это увеличит затраты на электроэнергию.
Добиться создания масляного аэрозоля можно, подавая струю сжатого воздуха через слой масла. Этот эффект реализован в горелке Бабингтона - устройстве, аналог которого можно собрать своими руками из подручных комплектующих.
Горелка Бабингтона - альтернатива паяльной лампе
Изначально горелка Бабингтона была запатентована для работы на дизельном топливе. Позже, внеся незначительные изменения в конструкцию, мастера своими руками изменили конструкцию и приспособили горелку для сжигания отработанных машинных и пищевых масел. Степень загрязненности масла при этом особого значения не имеет, так как топливные каналы агрегата лишены узких мест, склонных к засорам.
В отличие от паяльной лампы, где топливно-воздушная смесь распыляется под давлением через форсунки, в горелке Бабингтона масло нагнетается из резервуара с помощью маломощного насоса и стекает тонкой пленкой по наклонной или сферической поверхности, а масляно-воздушная смесь образуется в результате продувания тонкой струи сжатого воздуха сквозь эту пленку.
Эффект распыления наглядно представлен в видео:
- Горелка Бабингтона состоит из нескольких функциональных блоков:
- Топливный - резервуар, насос и трубы для подачи топлива.
- Воздушный, он состоит из компрессора и воздушной трубки.
- Полусфера с отверстием малого диаметра, где происходит смешивание воздушной струи с маслом.
- Сопло, направляющее факел пламени в нужном направлении.
Стандартную конструкцию можно доработать своими руками, повысив ее эффективность. Для этого топливный бак оснащают нагревателем, подогревающим масло до начала работы горелки, что позволяет повысить его текучесть. Кроме того, топливный канал, выполненный из металлической трубки, можно обмотать вокруг сопла - таким образом масло будет нагреваться во время работы горелки.
Сопло горелки направляют в котел, где происходит нагрев топливной камеры и водяной рубашки. Также можно использовать устройство для плавки и нагрева металлов.
Достоинства горелки Бабингтона, сделанной своими руками:
- широкий выбор топлива - отработанные машинные масла, смазки любой вязкости, дизельное топливо, мазут, любые растительные масла, в том числе отходы пищевых производств;
- наличие примесей в топливе;
- простота конструкции - ее можно сделать своими руками.
Недостатки:
- сложность настройки горелки, особенно часто проявляющаяся при смене вида топлива;
- запах и грязь - горелку нельзя устанавливать в жилых помещениях, требуется устройство котельной;
- использование горелки связано с открытым пламенем, поэтому необходимо соблюдать противопожарные меры.
Горелка Бабингтона своими руками
Собрать горелку своими руками можно из простых комплектующих, для этого потребуются:
- Полый шар или полусфера с такой толщиной стенок, чтобы можно было просверлить отверстие диаметром не более 0,3 мм.Можно использовать любые металлические предметы похожей конфигурации, например, латунную дверную ручку сферической формы, гайки с заглушками. Главное условие - возможность надежного крепления воздуховода.
- Металлическая трубка для подачи сжатого воздуха от компрессора, диаметр - 10-15 мм.
- Компрессор, например, от холодильника, с рабочим давлением 2 атм, максимальным - 4 атм.
- Топливный бак со встроенным ТЭНом на 0,5-1 кВт из металла, не подверженного коррозии.
- Топливный отстойник и трубу для слива излишков масла обратно в бак.
- Медная трубка, диаметр - 10 мм, толщина стенки - 1-1,5 мм для топливного канала.
- Маслонасос от автомобиля или мотоцикла с электродвигателем, чтобы привести насос в действие. Насос желательно оснастить на входе фильтром с крупной сеткой.
- Сопло - сгон длиной 200-400 мм с внешней резьбой в 2 дюйма.
- Крестовина для двухдюймовой металлической трубы с внутренней резьбой.
- Сгон с резьбой на 1 дюйм и переходник 2/1 дюйм для слива излишка топлива в отстойник.
- Переходники и фитинги для подсоединения топливного тракта, воздуховода и сопла.
Подготовка узлов горелки к сборке
- Основная и самая ответственная задача - сделать отверстие заданного диаметра в сферической форсунке. От его размера зависит мощность горелки. Например, котел тепловой мощностью 10-15 кВт требует горящего факела, получаемого при работе горелки с одним отверстием диаметром 0,2-0,25 мм.Для получения большей мощности не нужно расширять отверстие - это приведет к получению более крупных капель. Лучше сделать 2-4 отверстия диаметром 0,1-0,3 мм с расстоянием между ними 8-10 мм, иначе факелы будут взаимно гаситься.Расход топлива можно рассчитать так: через одно отверстие 0,25 мм распыляется 2 литра отработки в час.
Видео о том, как можно сделать отверстия малого диаметра в металлической полусфере:
- Бак делают из коррозионно-стойкого металла. В него встраивают ТЭН с терморегулятором, установленным на отключение ТЭНа при температуре 70 градусов Цельсия.
- Из того же материала необходимо сделать отстойник топлива, оснащенный трубой с переливом. По этой трубе масло из отстойника будет стекать обратно в бак. Для слива грязи из отстойника можно предусмотреть заглушку в его дне.
- Собирают корпус горелки: к крестовине 2 дюйма в передней части подсоединяют сопло из сгона, затем переходники: сверху для подачи масла, с задней стороны - для воздуха. Снизу к крестовине подсоединяют переходник 2/1 дюйм и сгон, по которому будет стекать излишек масла в отстойник. Переходники выполняют из заглушек с просверленными отверстиями, в которые вставляют трубки топливного и воздушного канала.
Можно изготовить корпус также из тройника, при этом воздуховод заводят в верхнюю часть, предварительно просверлив отверстие нужного диаметра.
- Топливный тракт делают из медной трубки, один конец которой трижды обматывают вокруг сопла, а затем через переходник-заглушку выводят в корпус в верхней части. Топливную трубу подключают к насосу, устанавливают сетчатый фильтр грубой очистки и заводят другой конец тракта в бак. Топливный тракт можно оснастить вентилем. Насос подключают к электродвигателю, работающему от сети 220 В.
- Воздуховод из металлической трубки с одного конца крепят к полусфере с отверстием, предварительно установив переходник-заглушку на нужном расстоянии. Полусфера должна располагаться так, чтобы масло из топливной трубки равномерно стекало на округлую часть форсунки, а потом - в нижнюю часть корпуса и в отстойник. Другую часть воздуховода подводят к компрессору, который также подключают к сети 220 В.
- Поскольку в установке будет целых три потребителя электроэнергии, включение которых производится не одновременно, желательно оснастить горелку пультом управления: установить отдельный тумблер или кнопку для включения ТЭНа и отдельный тумблер для включения компрессора и насоса. При желании можно оснастить пульт световой сигнализацией из диодных ламп.
- Можно оснастить горелку контролёром, автоматически включающим агрегаты в соответствии с выбранным режимом. Электророзжиг реализуют с помощью свечей зажигания, а для гашения горелки достаточно перекрыть подачу масла.
Видео - схема сборки горелки:
Подготовка топлива для горелки
В горелке Бабингтона можно использовать практически любое отработанное масло. Автомобильную отработку с большим количеством посторонних включений фильтруют перед заливкой в бак через сетку и смешивают с более чистым маслом. Масла с незначительным количеством примесей допустимо заливать без подготовки.
При использовании пищевых растительных масел, например, фритюра, рекомендуется отстоять его в течение нескольких часов и аккуратно слить с остатка. Эти масла достаточно текучи при нормальной температуре, поэтому их можно подогревать в баке только в момент запуска горелки. При использовании мазута и других густых материалов их нужно подогревать до температуры от 70 до 90 градусов, иначе насос будет работать с перегрузкой.
Меры безопасности
- Горелка на маслах и других ГСП может быть опасна при неправильной установке и эксплуатации, чтобы избежать пожара, нужно соблюдать ряд мероприятий:
- полы и стены из горючих материалов обшивают металлом или асбестовыми листами;
- запас топлива хранят на безопасном расстоянии;
- потеки масла необходимо своевременно удалять;
- электрические элементы установки необходимо тщательно изолировать, чтобы избежать искрения в зоне распыления масла;
- горелку нужно располагать вне досягаемости воздушных потоков и сквозняков.
Горелка Бабингтона, в отличие от паяльной лампы, переделанной для работы на отработке - надежный и долговечный агрегат, не требующий сложного обслуживания. Достаточно периодически очищать топливную систему, бак и отстойник, продувать воздуховод в холостом режиме, а также следить за исправностью компрессора и масляного насоса. Исправная горелка - надежный и экономичный агрегат с длительным сроком службы.
Модификация отопительного оборудования, а попросту говоря – его улучшение, необходимо для повышения эффективности работы. Обслуживание твердотопливных котлов, постоянный контроль за уровнем дров или угля в топке иногда толкает владельцев на решение нестандартных задач. Если появилась возможность подключения дома к газовой магистрали, но нет желания покупать новый специальный котел – начинают придумывать самодельные устройства нагрева воды отопительного оборудования.
Необходимо сразу оговориться, что любые изделия кустарного производства, предназначенные для систем отопления, должны пройти ряд проверок, а именно:
- Получение сертификата качества.
- Разрешительные документы от госгортехнадзора.
- Проверка конструкции на соответствие параметрам качества и эксплуатации.
Для сбора этой документации потребуется много времени и сил. Поэтому намного выгоднее приобрести заводскую газовую горелку для котла. Но если желание собрать и испытать изделие собственного производства велик, можно сделать газовую горелку своими руками.
Принцип работы газовой горелки
Существует несколько типов горелок, которые могут отличаться конструкцией и принципом работы. Для котлов отопления чаще всего устанавливают следующие виды:
- Атмосферные – с открытой камерой сгорания.
- С принудительной подачей воздуха – с закрытой камерой.
Для самостоятельного изготовления подойдет 1-й тип горелки, так как она намного проще конструктивно и может быть сделана из подручных материалов.
Работа газовой горелки основывается на смешении плотного потока природного газа и атмосферного воздуха. Наглядно принцип работы показан на рисунке:
Для изготовления понадобятся:
- Вентиль от кислородного баллона – он будет выполнять роль основы форсунки. Можно взять распространенный ВК-74.
- Для образования узконаправленной струи газа необходимо изготовить колпачок, который будет накручиваться на вентиль. В нем проделывается отверстие и вставляется жиклер (можно от паяльной лампы).
- Инжектор делают из стальной трубы, толщиной до 2 мм. Его длина приблизительно равна 100 мм. Крепление делается сваренным способом с помощью стальной проволоки. При этом следует соблюдать определенное расстояние между колпаком и соплом для поступления воздуха в зону горения.
- Для активации пламени можно установить пьезоэлемент, либо воспламенять с помощью спички или горящей бумаги.
Газовая атмосферная горелка готова. Далее изготавливается основа, на которую она будет крепиться для монтажа в камеру горения котла. При этом следует учитывать, что отверстие не должно закрываться полностью – через него будет поступать воздух для поддержания процесса горения.
Но можно ли ею пользоваться с тем же комфортом и безопасностью, как и заводской? Чтобы выяснить это, рассмотрим все недостатки конструкции:
- Отсутствие обязательных датчиков. Самым важным из них является контроль пламени. Если по какой-то причине огонь погаснет, а газ будет дальше поступать в сопло – может произойти самовозгорание. Так же необходим датчик контроля тяги в котле, который контролирует приток воздуха.
- Температурный датчик. Он указывает граничные температурные режимы, несоблюдение которых может привести к быстрому выходу из строя не только горелки, но и котла.
- Для настройки работы горелки под давлением газа из центральной магистрали нужен соответствующий опыт и специальное оборудование.
- Отсутствие механизма регулирования давления газа, поступающего в горелку. При перепаде давлении в газовом трубопроводе изменяется мощность пламени, что опять же приводит к возможным поломкам и дефектам.
Но не только конструкция горелки может пострадать от вышеперечисленных факторов – это касается и самого котла. Каждая модель отопительного оборудования рассчитана под определенные условия эксплуатации. Если производитель указывает, что данный может быть адаптирован под работу газовой горелки с принудительной подачей воздуха с параметрами мощности до 30 кВт и с установкой дополнительного вентилятора для создания тяги – значит другие условия могут привести к его поломке.
При желании сделать самодельную горелку для конкретного котла нужно взвесить все «за» и «против». Стоит ли рисковать дорогим оборудованием, своей безопасностью и своих близких?
Практически у каждого мужчины возникала необходимость пайки металла в домашних условиях. Сам процесс несложный. Препятствие только в том, что оборудование для этого процесса не всегда есть у домашнего мастера. Газовый баллон есть, а вот специальной горелки для этого нет. Попробуем обойтись без автогена и изготовить для пайки простую горелку. Сразу необходимо отметить, что она не будет давать такой же мощный поток пламени, как ее аналог промышленного производства. Это значит, что производить сварку тяжелых конструкций вам не удастся. А вот паять простые изделия или заниматься ремонтом некрупных металлических конструкций вы вполне сможете.
Газовая горелка для пайки и ремонта небольших металлических конструкций пригодится в любом хозяйстве.
Необходимые материалы и инструменты
Для изготовления горелки вам потребуются:
- латунная трубка;
- латунные заготовки для изготовления рассекателя и форсунки;
- пластины любого жаростойкого материала (можно использовать деревянные бруски);
- тиски;
- электрическая дрель;
- уплотняющая ФУМ-лента (или силикон);
- газовый редуктор;
- соединительные шланги.
Вернуться к оглавлению
Как сделать ручку и форсунку?
Конструкция самодельной газовой горелки и схема подключения к баллону.
Сначала к латунной трубке необходимо приделать ручку. Используют для этого обычно либо ручку от старого паяльника, либо в обычном деревянном бруске просверливают продольное отверстие с диаметром, соответствующим диаметру самой латунной трубки. Далее ручка крепится к трубке с помощью эпоксидной смолы или силикона. Ей придается форма удобная для вас.
Особенно тщательно необходимо подойти к изготовлению форсунки. Желательно, чтобы отверстие форсунки было около 0,1 мм. Просверлить такое отверстие в домашних условиях невозможно, поэтому делается более широкое, и края его зачеканиваются до необходимых размеров. Работа эта очень точная, поэтому потребует от вас много времени. Для надежности выполнения всех действий, заготовку закрепляют в тиски и наносят удары молотком вертикально с небольшой «оттяжкой» к центру.
Вся процедура производится по кругу, чтобы избежать отклонения направления подачи газа в дальнейшем. После чеканки головка форсунки обрабатывается мелкой наждачной бумагой. На обратной стороне форсунки нагоняется резьба для соединения с подводящей трубкой. Часто для соединения форсунки и трубки используется пайка. Отметим, что это далеко не лучший способ соединения: в случае необходимости будет очень сложно произвести ремонт или замену форсунки.
Вернуться к оглавлению
Как улучшить регулировку пламени?
Вообще, описанный вариант изготовления горелки можно считать уже законченным: работать ваш агрегат будет, достаточно лишь соединить все воедино, открыть кран газового баллона и поджечь газ. А вот дальше пойдут одни неудобства, так как регулировать поток газа можно будет только краном газового баллона, причем максимальной мощности пламени вы не добьетесь. Горелка нуждается в дооборудовании краном и рассекателем. Кран можно монтировать как на самой горелке, так и на подводящей трубке. Удобнее, когда он находится в непосредственной близости от ручки (на 2-4 см выше). Кран можно использовать от горелки старого автогена или иной аналог. Его лучше стационарно закрепить на трубке на резьбовое соединение, уплотнив ФУМ-лентой.
Рассекатель изготавливается из латуни. Лучший вариант – это цилиндрическая заготовка с отверстием для подводящей трубки и параллельными ему отверстиями меньшего диаметра. Такая заготовка крепится на трубку таким образом, чтобы ее края выступали на 2-3 мм вперед от края форсунки. Такое маленькое приспособление будет выполнять две функции: защитит пламя от бокового ветра и обеспечит поток кислорода, необходимого для поддержания устойчивого пламени.
Вернуться к оглавлению
Как упростить рассекатель?
Для обустройства рассекателя необязательно изготавливать столь сложную конструкцию. Вполне подойдет и латунная трубка, диаметр которой несколько больше диаметра подводящей трубки. Такой наконечник необходимо закрепить на трубке параллельно ей. Поток воздуха будет обеспечиваться за счет того, что выходящий из форсунки газ будет создавать зону пониженного давления, соответственно поток воздуха самостоятельно устремится в эту область.
Принцип работы будет такой же, как и у обычного туристического примуса. Отличия самоделки от примуса заключается в значительно меньших размерах и в том, что здесь в качестве горючего используется газ, а не бензин. А еще газовая горелка не требует создания избыточного давления внутри емкости с газом, поскольку оно и так присутствует.
Самодельная горелка совсем неприхотлива к составу газа: работает она как на чистом пропане, так и на пропаново-бутановой смеси. Разница будет ощущаться только в скорости прогревания материала в период пайки. Но даже этот момент можно нивелировать за счет регулировки подачи газа.